ISSN 2409-7616

Чеботарева И.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 373.3.015.31:173

Чеботарева И.В.1 (Луганск, Россия) — irina_pedagogika@mail.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье акцентируется внимание на характеристиках крепкой семьи как духовно-нравственной ценности. Представлены основные негативные тенденции, происходящие в семье: рост числа разводов, неполных семей, переход к новым формам семейных отношений, некачественное выполнение основных функций, в первую очередь, воспитательной, деформация детско-родительских отношений, популяризация идеологии чайлдфри и др., что свидетельствует о кризисе семьи как социального института. Целью исследования является выявление ряда традиционных семейных ценностей, формированию которых необходимо уделить внимание в процессе работы с детьми младшего школьного возраста: любовь супругов, верность, взаимоуважение, духовность, труд как средство сохранения семейного счастья; здоровье; материнство, отцовство; осознанное родительство; ценность детей, воспитание их счастливыми и ответственными гражданами и др. С целью повышения эффективности процесса формирования семейных ценностей выявлены особенности развития детей обозначенного возраста как сенситивного периода нравственного становления личности. Предложены пути решения указанной проблемы: повышение компетентности родителей в использовании потенциала художественной литературы как воспитательного средства (создание родительского сообщества «Духовное возрождение семьи» (блок «Возрождение добрых традиций семейного чтения»), а также организация работы с младшими школьниками на основе прочитанных вместе с родителями художественных текстов, содержащих образы духовно здоровой семьи, функционирующей на основе традиционных семейных ценностей. Результаты проведенного исследования могут быть полезны преподавателям высшей школы в процессе профессиональной подготовки педагогов начального образования, практикующим педагогам, а также родителям младших школьников.

Ключевые слова: семья, социальный институт, традиционные семейные ценности, родители, педагоги, младшие школьники.

Список источников:

  1. Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире и образовании:Монография. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.
  2. Бабушкина А.В. Проблемы социального сиротства // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2022. Т. 5, №1. С. 27–32. DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2022.13.4
  3. Белинская Д.В. Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2018. Т. 4, № 13. С. 12–19. URL: https://www.elibrary.ru/usnvce
  4. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С. Семья как социально-педагогический институт воспитания ребенка // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С. 635–646. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.58
  5. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Ахтян А.Г. Основы традиционной русской семьи: истоки, особенности, перспективы // ЦИТИСЭ. 2022. № 2. С. 268–282. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.23
  6. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [Редкол.: Н. А. Яковлева (отв. ред.) и др.]. – Ленинград: ЛГПИ, 1989. – 155 с.
  7. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Благополучная молодая семья: поиск баланса между самореализацией и демографическими стратегиями // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С. 203–214. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.3.18
  8. Синельников А. Б. Семья и брак: кризис или модернизация? // Социологический журнал. 2018. Т.24, № 1. С. 95–113. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.1.5715
  9. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Изв. АПН РСФСР. 1947. Т. 11. С. 7–26.
  10. Трансформация социокультурных ценностей населения: социологический анализ: коллективная монография / под редакцией И. В. Шиндряевой; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2019. – 140 с.
  11. Трунина О.К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2016. Т. 1 (40). С. 27–37. DOI: 10.15382/sturIV201640.27-37
  12. Федосеева И.А., Поминова О.Л. Парадигмальные изменения семейных ценностей в эпоху глобализации // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С. 321–330. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.28
  13. Чеботарева И.В. Семейная педагогика: истоки становления и современные тенденции ее развития: монография. — Луганск: Книта, 2023. — 268 с.
  14. Черникова В.Е., Мазаева Н.И. Динамика семейных ценностей: от традиционных до постсовременных // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8, № 1А. С. 267–275. DOI: 10.25799/AR.2019.41.1.029
  15. Roman K.  The influence of family and school in shaping the values of children and young people in the theory of free time and pedagogy // Journal of Education Culture and Society. 2023. Vol. 14, No. 1. P. 249–268. DOI: 10.15503/jecs2023.1.249.268

Библиографическая ссылка: Чеботарева И.В. Формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 407-417.