ISSN 2409-7616

Неборский Е.В., Козлов И.И., Клипакова Д.М.

КИНОПЕДАГОГИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНД

УДК 37.013:791.43

Неборский Е.В.1,2 (Москва, Россия) — ev.neborskii@mpgu.su; Козлов И.И.1 (Москва, Россия) — ii.kozlov@mpgu.su; Клипакова Д.М.1 (Москва, Россия) — dm.klipakova@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

2Российская академия образования

Аннотация. Технический прогресс и развитие общества неразрывно связаны между собой. В последние десятилетия темпы прогресса в области цифровых технологий и медиа ресурсов существенно возросли и сегодня это не кажется чем-то удивительным. Одним из таких медиа ресурсов является кино (и кинематограф в целом), который уже давно вышел за рамки исключительно развлекательного зрелища, позволяющего организовать досуг. Как показал количественный и качественный анализ научных публикаций за период 2012 по 2024 гг., наблюдается рост исследовательского интереса к использованию средств кинематографа в учебном и воспитательном процессе, однако на данный момент в отечественной научной среде отсутствует теоретическое обоснование кинопедагогики как раздела педагогики и теоретической области. Цель данной статьи – охарактеризовать кинопедагогику как теоретическую область, средство обучения и воспитания и образовательный тренд. Методами исследования выступили – количественный анализ научных публикаций, тематический анализ научных публикаций, семантический анализ научных публикаций с применением нейросетей, критический анализ, абстрагирование и систематизация. В результате исследования кинопедагогика охарактеризована как теоретическая область. Сформулировано понятие кинопедагогики (англ. cinema pedagogy) – это отрасль педагогики об обучении и воспитании человека средствами кинематографа. К средствам кинематографа относится, прежде всего, сам кинематограф, как вид изобразительного искусства, его продукция – полнометражные, короткометражные фильмы и сериалы, игровое и документальное кино, а также мультфильмы (анимационные, пластилиновые, графические и др.). Разграничены понятия «кинопедагогика» и «медиаобразование», их теоретические основания как академических областей. Определены исследовательские подходы в области кинопедагогики: аксиологический; культурологический; релятивистский; ретроспективный; дискурсивный и др., а также исследовательские методы. Охарактеризован потенциал кинопедагогики как средства обучения и воспитания. Предложены для практикующих педагогов виды анализа кинофильмов: философский; аксиологический; институциональный; культурологический; рефлексивный; семиотический; идеологический; этический и др. В качестве учебных практик предложены: осмысленный просмотр; написание альтернативного финала; съемка собственных коротких видеороликов; ролевая игра и др. Дано обоснование, что кинопедагогика выступает образовательным трендом.

Ключевые слова: кинопедагогика, методология кинопедгогики, методология педагогики, визуальные средства, экранная культура, обучение средствами кино, воспитание средствами кино, медиаобразование, кинематограф.

Список источников:

  1. Castells M. The Rise of the Network Society. The Information Age: Economy, Society and Culture, Volume 1. — Hoboken: Blackwell, 2000. — 594 p.
  2. Иванова С. В. Медиа в условиях коммуникационного изобилия и «новой нормальности» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 2. С. 123–125. URL: https://www.elibrary.ru/ifczcb
  3. Григорьев С. Л. Культура–Человек–Экран. — Волгоград: Сфера, 2023. — 164 с.
  4. Делёз Ж. Кино. — М.: Маргинем, 2019. — 560 с.
  5. Ситникова О.В. Формирование образа психолога-профессионала средствами кинопедагогики // Педагогика. 2023. Т. 87, № 4. С. 114–117. URL:  https://www.elibrary.ru/ysjkzb
  6. Михайлова Е.Н., Бернатоните А.К. Кинопедагогика как ресурс эмоционального развития будущих педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3(51). С. 118–124. URL: https://www.elibrary.ru/xnypht
  7. Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство эмоционального сопровождения личности // Инновации в образовании. 2021. № 1. С. 92–101. URL: https://www.elibrary.ru/huhthh
  8. Колокольникова З.У. Отечественная кинопедагогика как предтеча медиапедагогики и основа медиаобразования: становление в 20-30-е гг. ХХ в. // Педагогика. 2021. Т. 85, № 7. С. 97–104. URL: https://www.elibrary.ru/txnify
  9. Колокольникова З.У., Мосинцев Д.Д., Смагина В.Ю. [и др.] Метод кинопедагогики в культурно-просветительной работе в РСФСР в 1920-30-е гг. // Перспективы науки. 2021. № 3(138).  С. 83–85. URL: https://elibrary.ru/tnsspo
  10. Семенова В.Г., Шарипова Л.Н. Возможности работы по составлению киносценария детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения // Человеческий капитал. 2023. № 12-2(180). С. 210–217. DOI: 10.25629/HC.2023.12.59
  11. Лавочкина О.П. Использование средств кинопедагогики при обучении РКИ как метод активизации левого и правого полушарий мозга у учащихся с различными ИПЛ на начальном этапе обучения // Русский язык за рубежом. 2022. № 6(295). С. 29–34. DOI: 10.37632/PI.2022.295.6.004
  12. Ермакова Е.В., Слизкова Е.В., Кунгурова И.М. [и др.] Кинопедагогика в процессе изучения естественно-научных дисциплин (на примере физики) // Школьные технологии. 2022. № 1. С. 35–48. DOI: 10.52422/22202641_2022_1_35
  13. Панова О.Б. Кинопедагогика как средство активизации рефлексии у несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 4(56). С. 813–825. DOI: 10.46741/2686-9764-2021-15-4-813-825
  14. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2(35). С. 5–15. URL: https://elibrary.ru/xqzfnz
  15. Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Севрюкова А.А. [и др.] Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к использованию метода кинопедагогики // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 123–130. URL: https://elibrary.ru/gaoyij
  16. Лубков А.В. Интерактивное пособие по кинопедагогике «Понимание с любовью» // Вопросы цифрового образования. 2020. № 3-4(3-4). С. 12-65. URL:  https://elibrary.ru/hjowtm
  17. Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании: методическое пособие для педагогов. — СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020. — 46 с.
  18. Милькевич О.А. Кинопедагогика в предметном поле педагогической науки и образовательной практике // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 214–216. URL: https://elibrary.ru/iskbwo
  19. Pashler H., Harris C.R. Is the Replicability Crisis Overblown? Three Arguments Examined // Perspectives on Psychological Science. 2012. Vol. 7(6). P. 531-536. DOI: 10.1177/1745691612463401
  20. Popper K. The Logic of Scientific Discovery. — New York: Routledge, 2002. — 544 p.
  21. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge: MIT Press, 1994. 389 p.
  22. Cole D., Bradley J. A Pedagogy of Cinema. — London: Brill — Sense, 2016. — 162 p.
  23. Клипакова Д.М. Осмысленный просмотр аутентичного кинофильма с целью формирования «образа педагога» у студентов-бакалавров педагогического направления // ЦИТИСЭ. 2023. № 4(38). С. 419-429. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.38
  24. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  25. Красный Ю., Курдюкова Л., Красная М. Анимационная педагогика и проблемы XXI века // Искусство в школе. 2018. №3. С. 42–44. URL: https://elibrary.ru/rieefy
  26. Усов Ю. Н.В мире экранных искусств. — М.: SvR-Аргус, 1995. — 224 с.
  27. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. — 708 с.
  28. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 c.
  29. Klein M. Notes on some schizoid mechanisms // The International Journal of Psychoanalysis. 1946. Vol. 27. P. 99–110.
  30. Сергеева Н.Ю. Смотрим и обсуждаем кинофильмы вместе (арт-педагогический подход) // Воспитание школьников. 2015. № 1. С. 27–38. URL: https://elibrary.ru/teaoph
  31. Grubba L.S. Cinema, Human Rights and Development: The Cinema as A Pedagogical Practice // CINEJ Cinema Journal. 2020. Vol. 8(1). P. 87–123.  DOI: 10.5195/cinej.2020.238
  32. Ильясов И.И., Нагибина Н.Л., Новашина М.С. Кинопедагогика как средство современного освоения математики в школе // Вестник Московского университета. Психология. 2023. Т. 46, № 4. С. 306-319. DOI: 10.11621/LPJ-23-49
  33. Kankal B., Patra S., Panda R. Pedagogy innovation and integration of films in management education: Review and research paradigms // The International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21, Issue 2. 100804. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100804
  34. Клипакова Д.М., Белан А.В. Практическая реализация метода осмысленного просмотра аутентичного кинофильма с целью формирования «образа педагога» у студентов бакалавров педагогического направления // ЦИТИСЭ. 2024. № 1(39). С. 212-226. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.18
  35. Кулаева Г.М. Кинофильм об учителях как средство формирования представлений студентов о профессиональной деятельности словесника // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6, № 4(21). С. 52–55. URL: https://elibrary.ru/vqojea
  36. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Буров К.С. [и др.] Применение метода кинопедагогики для популяризации профессии учителя среди обучающихся общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023. № 3(56). С. 5–23. URL: https://elibrary.ru/uvqtno
  37. Чабулина А.Ю., Крушина М.Ю., Моторина М.Б. Критерии эффективности применения метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся // Современное педагогическое образование. 2023. № 11. С. 71–77. URL: https://elibrary.ru/hkiyyc
  38. Ilyasov D. F., Kespikov V.N., Nikolov N.O. [et al.] Using of cinema pedagogics method to overcome the frustration of teenagers // EDULEARN18 Proceedings. 2018, — Palma, Spain: IATED Academy, 2018. — P. 3121-3129. DOI: 10.21125/edulearn.2018.0827
  39. Чавыкина У.Г., Пушик С.Э. Социально-культурное значение кинопедагогики как инновационной формы досуга // Культура и время перемен. 2019. № 4(27). С. 4. URL: https://elibrary.ru/dexzss
  40. Артамонова Т.А. Советский учитель в оценках современных российских студентов-педагогов (на примере художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника») // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 7-10. DOI: 10.37386/2687-0576-2023-5-7-10
  41. Шаталина М.Г. Киноискусство как канал воспитания и привития культурных ценностей современной молодежи // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2024. № 1–1. С. 286–289. URL: https://elibrary.ru/zoasze
  42. Дункевич С.Г., Сомов М.В. Роль киноискусства в эстетическом образовании молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10(78). С. 90-94. DOI: 10.24158/spp.2020.10.16
  43. Лента памяти. / Сборник методических разработок победителей, призеров и финалистов Всероссийского фестиваля по кинопедагогике. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. — 184 с. DOI: 10.31862/9785426313347

Библиографическая ссылка: Неборский Е.В., Козлов И.И., Клипакова Д.М. Кинопедагогика: теоретическая область, средство обучения и воспитания, образовательный тренд // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 370-384.