ISSN 2409-7616

Клипакова Д.М.

ОСМЫСЛЕННЫЙ ПРОСМОТР АУТЕНТИЧНОГО КИНОФИЛЬМА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА ПЕДАГОГА» У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

УДК 37.011.31

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.38

Клипакова Д.М.1 (Москва, Россия) — dm.klipakova@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Данная статья затрагивает проблему «образа педагога» в современном образовательном пространстве. Отмечается необходимость детерминировать данное понятие относительно текущей государственной повестки. Автор приводит аутентичные кинофильмы о педагогах как инструмент, способствующий глубокому анализу «образа педагога», для формирования собственного у студентов бакалавров педагогического направления, будущих учителей иностранного языка. В связи с этим в статье также приводятся критерии отбора кинофильма, соответствующие заданной цели. Одним из самых главных критериев является—аутентичность, которая в свою очередь рассматривается двояко: 1) как свойство кинофильма, который демонстрируется студентам в его первоначальной форме, на иностранном языке, без предварительной обработки его для обучающих целей; 2) как характеристика самого образовательного процесса, в рамках которого происходит просмотр выбранного кинофильма. Это означает, что ситуации, представленные в кино, реалистично, правдоподобно передаются зрителю. Автор описывает, как происходит процесс обработки (декодирования) кинофильма реципиентами с точки зрения интерпретации его вербального и невербального контента. Роль преподавателя- наставника заключается в том, чтобы способствовать «смыслообразованию» при просмотре кинофильма. Демонстрируется попытка автора систематизации процесса декодирования через парадигму «текст»- «контекст»-«смысл». Зрители способны идентифицировать три основные типа дискурса в процессе декодирования: 1) кино, 2) личностный, 3) профессиональный. В статье данный процесс получил название «осмысленный просмотр». Таким образом, в результате «осмысленного просмотра» студенты способны определить собственные личностно-профессиональные ценности. Данные ценности будут формировать «образ педагога» у будущих педагогических специалистов.

Ключевые слова: аутентичный кинофильм, образ педагога, осмысленный просмотр, декодирование, смыслообразование, ценностные ориентиры.

Список источников:

  1. Ануфриева Д.Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2, №2. С.93-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15182519
  2. Горшкова Н.Э., Чернявская В.Е. Визуальная интертекстуальность как способ смыслопорождения // Коммуникативные исследования. 2021. №4. С. 689-700. EDN: HFUHUI, DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).689-700
  3. Гущин, И. И. Осмысленное чтение на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.  2022.  № 7.  С. 31-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49878098
  4. Дубровская Н.Г. Формирование навыков осмысленного чтения. – Калтан, 2017.  — 5 с.
  5. Котов К.С., Слукина А.А., Мартынова А.С. Использование метода аутентичного преподавания в подготовке выпускников высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2022. №2. С.164-171. EDN: SJBKAY, DOI: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-164-171
  6. Лазарева И.Н. Идеи аутентичной педагогики в подготовке будущих профессионалов // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2007. № 14. С. 242-248. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15553186
  7. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки социальных педагогов // Преподаватель ХХI век. 2015. №4. С.35-45. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25224907
  8. Нефёдов С.Т. Диалогичность — интертекстуальность — интердискурсивность // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. — С.10-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42504922
  9. Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство эмоционального сопровождения личности // Инновации в образовании.  2021.  № 1.  С. 92-101. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44543523
  10. Ульянова М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению // Актуальные вопросы современной науки. 2011. №18. С.237-248. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20346837
  11. Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. №1. С.4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48940247
  12. Чернявская В.Е. Дискурс // Эффективное речевое общение (базовые компетенции). — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. — С. 134-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24548335   
  13. Kirzsner L.G.  Mandell S.R. Compact Literature. Reading, Reacting, Writing. Cengage Learning. — Boston: Ninth edition, 2016. – 514 p.
  14. Mosina N.M., Kazaeva N.V. Semantics of visual perception verbs in the Erzya-Mordvin and Finnish languages // Yearbook of Finno-Ugric Studies. 2021.  Vol. 15, No. 1.  P. 23-33. EDN: KWIKEI, DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-1-23-33
  15. Mynbol A.N., Aitbaeva N.K. Authentic video materials in teaching methods // Education and science in Russia and abroad. 2022.  No. 2(90).  P. 143-146. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48054330

Библиографическая ссылка: Клипакова Д.М. Осмысленный просмотр аутентичного кинофильма с целью формирования «образа педагога» у студентов-бакалавров педагогического направления // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 419-429. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.38