ISSN 2409-7616

Клипакова Д.М., Белан А.В.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ОСМЫСЛЕННОГО ПРОСМОТРА АУТЕНТИЧНОГО КИНОФИЛЬМА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА ПЕДАГОГА» У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

УДК 37.011.31

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.18

Клипакова Д.М.1 (Москва, Россия) — dm.klipakova@mpgu.su; Белан А.В.1 (Москва, Россия) — belan_2001@inbox.ru

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье подробно рассматривается феномен кинопедагогики как актуального направления в педагогике. Кинопедагогика играет весомую роль в формировании ценностных ориентиров у студентов высшей школы. Кинопедагогика представлена в качестве инструмента для воспитания студенчества и средства для улучшения языковых навыков. Приведено определение термина «кинопедагогика» и оценена ее роль на англоязычных занятиях. Также, в статье рассмотрен образ педагога как целостное явление и как кинематографический образ. Обозначены некоторые проблемные вопросы, связанные с современным образом педагога и представлены возможные на них ответы. Сформулирована роль рефлексии на занятиях с использованием кинолент; подготовлен список критериев отбора фильма на учебное занятие с учетом аутентичности видеоматериалов. Авторы пришли к заключению, что осмысленный просмотр посредством рефлексии есть краеугольный камень в процессе реализации воспитательного аспекта учебного процесса на базе кинофильмов о педагоге. В дополнение, в статье предлагаются методические рекомендации для занятия с использованием видеоматериалов по фильму «Писатели свободы» (2007, драма, Германия, США) о молодом учителе Эрин Грувелл, пришедшей в новую школу и столкнувшейся с педагогическими и личностными трудностями. Выделенные методические рекомендации совпадают с логикой процесса реализации осмысленного просмотра.

Ключевые слова: кинопедагогика в высшей школе, аутентичный кинофильм, образ педагога, осмысленный просмотр, рефлексия.

Список источников:

  1. Бондаренко Е.А.  Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы / Е.А. Бондаренко, Е.В. Дубровская. — Москва, 2018. — 203 c.
  2. Будникова А.C. Иванова Е.В. Особенности обучения аудированию как речевому виду деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 2 (62). С. 180-184. URL: https://www.elibrary.ru/nplquo
  3. Клипакова Д.М. Осмысленный просмотр аутентичного кинофильма с целью формирования «образа педагога» у студентов-бакалавров педагогического направления // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 419-429. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.38
  4. Масалова С.В. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку // Молодой ученый.  2015. № 15.2 (95.2). С. 46-48. URL: https://www.elibrary.ru/viitfn
  5. Опфер Е.А. Имидж современного педагога: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование». — Волгоград: Принт, 2017. — 84 с.
  6. Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. 2018. № №2 (28). С. 124–127. URL: https://www.elibrary.ru/usmwaj
  7. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания / С. Н. Пензин.1-е изд. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1975. — 152 c.
  8. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практик: коллективная монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л.Умникова. —  Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. — 233 с.
  9. Сергеева Н.Н., Чикунова А.Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 147-157. URL: https://www.elibrary.ru/ndkhvp
  10.  Снегирева М.В. Потенциал кинопедагогики: поиск оптимального соотношения // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием). — Екатеринбург, 2022. — С. 58-66.
  11. Стрельцова А.Д. Использование аутентичных видеоматериалов в методике преподавания // Форум молодых ученых. 2019.  №5 (33). С. 1182-1186. URL: https://www.elibrary.ru/tjtecf
  12. Федосеева И.А., Малиновская М.П. Образ учителя в системе современного образования // Гуманизация образования.  2014.  №5.  С. 6-13. URL:  https://www.elibrary.ru/sptiat
  13. Харитонова И.В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе. Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. Т. 2. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 197–198.
  14. Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 52, № № 8. С. 4-15. URL: https://www.elibrary.ru/mvgriz
  15. Ширназарова З.А. Критерии выбора фильмов при обучении иностранным языкам // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 443-445. URL: https://www.elibrary.ru/vjhodv

Библиографическая ссылка:Клипакова Д.М., Белан А.В. Практическая реализация метода осмысленного просмотра аутентичного кинофильма с целью формирования «образа педагога» у студентов бакалавров педагогического направления // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 212-226. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.18