ISSN 2409-7616

Старовойтова Л.И., Суслова Т.Ф.

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.04

Старовойтова Л.И.1 (Москва Россия) — starovojtova@list.ru, Суслова Т.Ф.2 (Москва Россия) — sibir812@mail.ru

1Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

2Государственный университет просвещения

Аннотация. Для реализации основных задач, стоящих перед системой образования РФ, актуальным становится использование, наряду с традиционными, принципиально новых активных форм обучения и воспитания, позволяющих формировать и развивать   ребенка как гражданина, патриота своей страны. Одной из таких инновационных форм является включение школьников и студентов в социально -значимую деятельность. В настоящий момент стоит рассматривать социально-значимую деятельность как условие формирования социальной ответственности и гражданско-патриотического сознания молодого поколения. Социально- значимая деятельность посредством добровольческих практик, проблемно-ориентированных занятий становится возможностью улучшить социальные навыки молодого человека, развить его лидерские и коммуникативные качества, найти единомышленников, обогатить себя новыми знаниями и умениями, социальным опытом. В статье анализируются цели и задачи современной школы, понятие социально-значимой деятельности как фактора патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения, выделены основные элементы социально-значимой деятельности, показаны особенности выбора форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также требований ФГОС на разных уровнях образования.  Процесс социализации, социальное взросление ребенка идут эффективнее, если предусмотрено добровольное и посильное включение обучающихся всех уровней в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, Российской Федерации в целом.

Ключевые слова: социально-значимая деятельность, социализация, патриотизм, духовно-нравственное воспитание, потенциал образовательной среды, национальный воспитательный идеал.

Список источников:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 29.08.2023)
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения: 29.08.2023)
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432227 (Дата обращения: 29.08.2023)
  4. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, №8-9. С. 69-79. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2021-30-8-9-69-79
  5. Воронова Е.С. Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов технического вуза // В сборнике: Психология. Педагогика. Лингво-культурологические взгляды. Материалы X всероссийской научно-практической конференции — Калуга; Манускрипт, 2022. — С. 51-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48896866
  6. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Волонтерство как необходимое условие профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // ЦИТИСЭ. 2022 №3(33). С.18-28. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.02
  7. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Обучение служением(действием)как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ №2 (36) 2023. С. 226-235. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 26 с.
  9. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф., Федорова О.Ф. О гражданско-патриотическом воспитании студентов педагогического колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 98-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48250989
  10. Калинич В.С., Верпатова О.Ю., Волонтерство как средство проявления патриотизма // Социология. 2022.  № 6. C. 66-73.   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50111341
  11. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  12. Слепова Н. Ю. Развитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве: диссертация … кандидата педагогических наук / Н. Ю. Слепова. Казань, 2005. — 184 с.
  13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Дата обращения: 29.08.2023)
  14. Федоров А.С., Зотова В.А., Метелев А.П. Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». — М.: Перо, 2018. — 101 с.
  15. Чубрик М.И. Социально-значимая деятельность как способ формирования ответственности у детей и подростков / Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2022/12/14/sotsialno-znachimaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya (Дата обращения: 29.08.2023)
  16. Щипанова Д. Е. Развитие добровольчества / Волонтерство как средство активизации воспитательного потенциала образовательной организации: методические материалы. — Екатеринбург: Институт развития образования, 2017. — 50 с.

Библиографическая ссылка: Старовойтова Л.И., Суслова Т.Ф. Социально-значимая деятельность обучающихся как фактор патриотического и духовно-нравственного воспитания // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 45-53. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.04