Терешина Т.Н., Гончар А.Е., Овчинникова Н.А., Князева О.П.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК 372.881.1
Терешина Т.Н.1 (Красногорск, Россия) — tereshina-tn@ranepa.ru; Гончар А.Е.1 (Красногорск, Россия) — gonchar-ae@ranepa.ru; Овчинникова Н.А.1 (Красногорск, Россия) -ovchinnikova-na@ranepa.ru; Князева О.П.1 (Красногорск, Россия) — knyazeva-op@ranepa.ru
1Московский областной филиал РАНХиГС
Аннотация. Аудирование на сегодняшний день является важной компетенцией в обучении иностранному языку (английскому). Развитие аудитивных навыков влияет не только на способность учеников воспринимать и применять язык в коммуникативных ситуациях на практике. В научной работе анализируются успешные методики, а также различные упражнения для развития аудитивных навыков у учеников, обращается внимание на многообразие подходов, а также интеграции под различные уровни языковой подготовки. В научной работе автор подробно рассматривает разные ресурсы, как например мультимедийные учебные материалы или интерактивные модули, а также инновационные технологии с заданиями, которые могут существенно улучшить иноязычное восприятие информации. Цель научной статьи проанализировать и представить успешные методики и эффективные упражнения для развития аудитивных навыков учеников, в том числе и проанализировать влияние на уровень восприятия иноязычной речи на слух, а также на мотивацию обучающихся. Задачи исследования: проанализировать современные методики, а также упражнения для развития навыков аудирования; сформировать комплекс практических заданий, которые основаны на актуальных медиа ресурсах; определить эффективность разработанных практических заданий посредством проведения тестирования, а также поддержки обратной связи от обучающихся; исследовать влияние коммуникативных методов на мотивацию обучающихся; разработать практические рекомендации для преподавательского состава адаптации эффективных методик в образовательный процесс. Материалами данного исследования послужили аудио подкасты на иностранном языке, а также иноязычные диалоги и аудиокниги, учебные видеоматериалы на иностранном языке (английском с субтитрами) др. Результаты проведённого исследования продемонстрировали, что обучающиеся показали существенное улучшение восприятия иноязычной речи после применения рассматриваемых методик. Вывод. Успешное развитие у детей аудитивных навыков на иностранном языке (английском) требует системного подхода, который включает в себя различные методики и учебные материалы.
Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, навыки, аудитивные навыки, аналитическое мышление, ролевые игры, современные методики, понимание иноязычной речи.
Список источников:
- Апанасюк Л.А., Артемьева Ю.В. Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифрового дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 9. С. 117–127. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.27
- Адзиева Э.С. Типологические классификации лексических единиц современного английского языка / Э.С. Адзиева // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. — Махачкала: Институт развития образования и консалтинга, 2021. — С. 166-170. DOI: 10.34755/IROK.2021.27.96.030
- Бериша А.С., Новикова И.А., Новиков А.Л. [и др.] Особенности представлений об английском, русском и родном языках у иностранных студентов, обучающихся в России на английском языке // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 366-382. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.31
- Итинсон К.С. Развитие навыков аудирования на занятиях по английскому языку с помощью песен // Региональный вестник. 2020. № 8(47). С. 72-74. URL: https://www.elibrary.ru/nnnmyy
- Калинина М.Г. Формирование навыков аудирования при обучении иностранному языку / М. Г. Калинина // Право, история, педагогика и современность : Сборник статей V Международной научно-практической конференциию. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2024. — С. 111-115. URL: https://www.elibrary.ru/rmrnhq
- Комиссарова Е.А. Формирование навыков аудирования на уроках английского языка / Е. А. Комиссарова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2023. — С. 175-178. DOI: 10.31483/r-105224
- Лихачева О.Н., Тымчук Е.В. Воспитание патриотического самосознания на занятиях по иностранному языку // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 471-480. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.40
- Погарцева Е.Е. Основы применения аудирования при обучении иностранному языку //Аграрное образование и наука. 2013. № 3. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/rwbpjf
- Ронжина Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 116-121. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.38
- Симонова О.А., Ситников А.Ю., Чмых И.Е. Интегрированное обучение иностранным языкам и школьным предметам в современном образовании // Образование и право. 2020. № 5. С. 177-182. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10531
- Уварина Н.В., Красницкая Е.С. Условия психолого-педагогического сопровождения процесса формирования имиджевой культуры педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14, № 3. С. 114-121. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-14-3-114-121
- Чеснова Е.Н. Игровые и цифровые технологии в преподавании философских и религиоведческих дисциплин (опыт ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. C. 220-226. DOI: 10.17513/snt.39425
- Чмых И.Е., Умарова М.М. Основные трудности развития навыков аудирования в обучении английскому языку // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6-1. С. 544-549. DOI: 10.34670/AR.2022.55.18.122
- Шульженко Ю.Ю. Обучение аудрованию на уроках английского языка // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: сборник статей. — Москва: Русайнс, 2021. — С. 268-273. URL: https://www.elibrary.ru/jgyirz
- Vagaeva O.A., Liksina E.V., Sergeeva S.V. [et al.] Distance learning-challenges and new opportunities under COVID-19 pandemic // Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastSon 2020”. — Singapore: Springer, 2021. — P. 1081-1091. DOI: 10.1007/978-981-16-0953-4_102
- Xia M., Zhao Y., Erol M.H. [et al.] Understanding distributed tutorship in online language tutoring // Understanding Distributed Tutorship in Online Language Tutoring. In LAK22: 12th International Learning Analytics and Knowledge Conference (LAK22). — New York: Association for Computing Machinery, 2022. — P. 164-174. DOI: 10.1145/3506860.3506883
- Zhao B. The role of classroom contexts on learners’ grit and foreign language anxiety: online vs. traditional learning environment // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. iD. 869186. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.869186
Библиографическая ссылка: Терешина Т.Н., Гончар А.Е., Овчинникова Н.А., Князева О.П. Развитие навыков аудирования в английском языке: эффективные методики и упражнения для обучающихся // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 386-395.