Кодрле С.В., Савченко А.А.
СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
УДК 378.14:81:004.7385
Кодрле С.В.1 (Краснодар, Россия) — sv.kodrle@bk.ru; Савченко А.А.1 (Краснодар, Россия) — bugaeva_anna@inbox.ru
1Кубанский государственный университет
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу студенческой оценки цифровизации обучения иностранному языку в вузе. Авторы рассматривают цифровые образовательные медиа как основу цифровой трансформации образовательного процесса, направленного на достижение результатов образования в части формирования иноязычной компетенции и универсальных умений студентов. Цель исследования: изучить влияние цифровых образовательных медиа на формирование иноязычной компетенции универсальных умений обучающихся с точки зрения студентов как активных субъектов педагогического процесса. Основными исследовательскими методами послужили: теоретический тематический анализ, систематизация, обобщение; метод опроса в виде письменного анкетирования, качественный и количественный контент-анализ; сравнительный, структурный и функциональный анализ результатов. В работе раскрывается дидактическая сущность концепта «цифровые образовательные медиа», выделены его сущностные характеристики. Авторами представлена аналитическая функциональная классификация цифровых образовательных медиа, применяемых в обучении иностранному языку. В результате исследования установлена высокая степень осведомленности студентов о дидактических возможностях цифровых образовательных медиа в обучении иностранному языку и об их способности оказывать положительное влияние на результаты образования. Выявлена высокая оценка студентами степени влияния цифровых медиа как на формирование иноязычной компетенции, так и на развитие универсальных умений. Результаты сравнительного анализа демонстрируют, что с точки зрения студентов влияние цифровых медиа на формирование иноязычной компетенции является более сильным, чем на развитие универсальных умений, что свидетельствует о том, что студенты расценивают цифровые медиа как более эффективный инструмент в области изучения иностранного языка, чем в развитии универсальных умений. В заключении авторы приходят к выводу, что цифровые образовательные медиа представляют собой эффективный фактор влияния на процессы интенсификации обучения, достижение результатов образования, формирование иноязычной компетенции и универсальных умений студентов. Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использовать его результаты при цифровизации обучения иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: цифровые медиа, цифровые образовательные медиа, иноязычная компетенция, универсальные умения студентов, обучение иностранному языку, цифровизация образования.
Список источников:
- Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2006. — 362 с. URL: https://www.elibrary.ru/noxfhr
- Баклагова Ю.В. Применение технологии подкастинга в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 2. URL: https://www.elibrary.ru/qagxam
- Береснев А.А., Бекирова З.С. Медиаобразовательный подход к обучению иностранному языку в гуманитарном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 49-52. URL: https://www.elibrary.ru/rnvzvs
- Большак А.В., Волошина К.С., Стаценко О.В. Технология кросс-модульного обучения как средство достижения эффективности образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 36-38. URL: https://www.elibrary.ru/nqxwkl
- Бочарова М.Н. Цифровизация обучения иностранному языку в неязыковом вузе и ее влияние на когнитивные способности обучающегося // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14, № S1. С. 26-30. URL: https://www.elibrary.ru/ztlowi
- Кодрле С.В., Савченко А.А. Цифровые медиатехнологии в обучении иностранному языку в вузе: анализ на основе классификации // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С. 467-482. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.40
- Кодрле С.В., Савченко А.А. Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 44-50. DOI: 10.30853/ped20220019
- Кунова Н.С., Медведева Н.А. Использование цифровых медиа в современном высшем образовании: мнение студентов и преподавателей // Политехнический молодежный журнал. 2022. № 11(76). DOI: 10.18698/2541-8009-2022-11-836
- Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Цифровые медиа как зеркало современной культуры // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/yppmsu
- Мантуленко В.В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 03. С. 109-121. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11019
- Самарская С.В., Кисель И.Ф. Применение подкастинга в процессе обучения иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7 (109). DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.126
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Москва, 1992. — 528 с. URL: https://www.elibrary.ru/nliwvt
- Семенов Е.В., Соколов Д.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 4, Ч. 1. С. 137-153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153
- Семерджиди В.Н. Дидактический потенциал мультимедийной наглядности при изучении иностранного языка в аудиторных условиях и самостоятельно (на материале комплексного учебника “Cutting Edge”) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, № 6. С. 2062-2066. DOI: 10.30853/phil20220332
- Шамшурин Д.А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6 (72). С. 70-75. DOI: 10.23670/IRJ.2018.72.6.036
- Alenezi M., Wardat S., Akour M. The Need of Integrating Digital Education in Higher Education: Challenges and Opportunities // Sustainability. 2023. Vol. 15, No. 6. 4782. DOI: 10.3390/su15064782
- Androutsopoulos J. Investigating digital language/media practices, awareness, and pedagogy: Introduction // Linguistics and Education. 2020. Vol. 16. 100872. DOI: 10.1016/j.linged.2020.100872
- Baklagova Ju.V. The potential of mobile learning for education // Вопросы педагогики. 2021. No. 2-2. P. 10-12. URL: https://www.elibrary.ru/frgcpk
- Elisa L. Students’ Perceptions of Using Digital Media in English Language Learning. // Journal of Social Work and Science Education. 2023. Vol. 4, No 3. P. 937-949. DOI: 10.52690/jswse.v4i3.525
- Laurillard D. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective Use of Learning Technologies. — London: Routledge, 2013. — 284 p. DOI: 10.4324/9781315012940
- Lo N.P. Digital learning and the ESL online classroom in higher education: teachers’ perspectives // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. 2023. Vol. 8, No. 1. P. 24. DOI: 10.1186/s40862-023-00198-1
- Marsela Y., Nurul Aini S., Yuliastuti P. [et al.] Tertiary Students’ Perspectives on the Use of English Songs and Podcasts on Spotify in Improving Listening Skills // Jurnal Onoma: Pendidikan, Bahasa, Dan Sastra. 2024. Vol. 10, No. 1. P. 1142-1152. DOI: 10.30605/onoma.v10i1.3283
- Salam U., Wahdini W., Surmiyati S. [et al.] Challenges in using digital media in teaching English // Journal of English Language Teaching Innovations and Materials (Jeltim). 2023. Vol. 5. No. 1. P. 49-68. DOI: 10.26418/jeltim.v1i1.63204
Библиографическая ссылка: Кодрле С.В. Савченко А.А. Студенческая оценка влияния цифровых образовательных медиа на формирование иноязычной компетенции и универсальных умений студентов неязыкового вуза. // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 319-332.