ISSN 2409-7616

Гаязов А.С., Хизбуллина Р.З., Зарипова Л.А.

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

УДК 37.035

Гаязов А.С.1 (Уфа, Россия) — alfis@list.ru; Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — hizbullina@yandex.ru; Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — la30-6@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. В Российской Федерации образовательный процесс нацелен на воспитание подрастающего поколения гражданами нашей страны. Данное направление отражено в Законе РФ «Об образовании», а также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Гражданственность представляет собой комплекс таких качеств личности, как свобода воли, уважение к государству, любовь к Родине, стремление к миру, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм у молодежи предполагает знание истории и культуры своей страны, которые формируют основу для их поведения и действий. Все программы школьных курсов географии включают вопросы по гражданско-патриотическому воспитанию. На уроках географии созданы условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения, воспитания гражданской позиции, бережного отношения к окружающей среде, для знания и использования традиций отношения к природе местного населения. Гражданско-патриотическое воспитание остается приоритетной задачей в системе образования страны, предоставляя педагогам уникальную возможность влиять на формирование патриотических чувств у молодежи. Важна тесная связь усваиваемого на уроках учащимися теоретического материала с возможностями для их применения, что позволит им научиться самостоятельному пополнению своих знаний, развитию набора общественно ценных качеств личности. Молодое поколение должно научиться мыслить, искать информацию, находить ей правильное применение, а усвоив, применять на пользу себе, окружающим, стране. Содержательным стержнем уроков географии становятся знания о природе и человеке, которым должен научиться жить с ней в мире.

Ключевые слова: гражданство, патриотизм, Родина, Отечество, школа, уроки географии, гражданско-патриотическое воспитание.

Список источников:

  1. Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р. [и др.] характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ.  2022.  № 1(31).  С. 32-42. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.03
  2. Бигильдина Э.Р., Ибрагимова З.Ф., Султанова Р.М. [и др.] Особенности патриотического воспитания в современных школах России // ЦИТИСЭ.  2022.  № 4(34).  С. 30-44. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.03
  3. Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хаматова Р.С. [и др.] Роль возрождения казачества на территории Башкортостана для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения // ЦИТИСЭ.  2021.  № 2(28).  С. 7-17. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.01
  4. Гаязов А. С. Гражданственность личности и гражданское общество // Единство. Гражданственность. Патриотизм: Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкортостан. Том Часть 2.  — Уфа: Мир Печати, 2019. —  С. 89-93. URL: https://elibrary.ru/tcgkug
  5. Гаязов А.С., Вагилова В.Р. Тенденции развития гражданского воспитания: от истоков до современности // Проблемы современного педагогического образования.  2023.  № 80-2.  С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/cahfqq
  6. Дахин А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии.  2020.  № 1.  С. 32-40. URL: https://elibrary.ru/cdlzqa
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г. [и др.] Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ.  2019.  № 4.  С. 467-476. DOI: 10.15350/24097616.2019.4.44
  8. Коротченко И.Н. Гражданское и патриотическое воспитание на уроках географии // Вестник научных конференций.  2017.  № 6-2(22).  С. 61-62. URL:  https://elibrary.ru/zbller  
  9. Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). С.74-76.
  10. Мороз З.Р. Формирования гражданской, нравственной и патриотической позиции обучающихся // Академия педагогических знаний. 2022. Выпуск 72.
  11. Морозов В.А., Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности // Мир науки, культуры, образования. 2019.  № 3(76).  С.157-158. URL: https://elibrary.ru/kqpwnz
  12. Пономарева Д.Н. Патриотическое воспитание и экологическое образование в современной образовательной среде российской Федерации / Д.Н. Пономарева // Глобальные экологические проблемы: локальное решение: материалы II Международной научной конференции. – Борисоглебск: Перо, 2019.  — С. 172-174. URL: https://elibrary.ru/zzfazv
  13. Савотина Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. 2016. №6. С. 3-16. URL: https://elibrary.ru/uxqpjl
  14. Савотина Н.А. Социально-педагогические акценты новой образовательной ситуации и место в ней воспитательных технологий // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета.  2018.  № 14.  С. 104-113. URL: https://elibrary.ru/yrovvb
  15. Шевченко Н.И., Певцова Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание: теоретический и практический аспекты // Профильная школа. 2024. Т. 12. № 1. С. 18-23. DOI: 10.12737/1998-0744-2024-12-1-18-23

Библиографическая ссылка: Гаязов А.С., Хизбуллина Р.З., Зарипова Л.А. Особенности гражданско-патриотического воспитания школьников на уроках географии // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 245-255.