ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А., Трофименко Ю.В., Самойлова А.Н.

МОРФОЛОГИЯ ДЕТСТВА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.47

Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Подберезный В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — podberez@mail.ru; Панова В.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — panval2008@gmail.com; Трофименко Ю.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — jultro@rambler.ru; Самойлова А.Н.2 (Таганрог, Россия) — s_a_n_l@mail.ru

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

2Южный Федеральный университет

Аннотация. С позиции аксиологического и герменевтического подходов в статье рассматривается феномен детства, его морфология, представляющая собой спектр парадигм, исследующих форму и строение объекта, факторы, влияющие на разворачивание потенциала детства, роль семьи как важного социального института, имеющего своей целью воспитание подрастающего поколения и социализацию личности. Авторами предпринята попытка рефлексии концептуальных положений, на которых стоится тактика и стратегия воспитательной работы современных детей в семье через призму изменяющихся атрибутов человеческого бытия, что позволяет выявить многолинейное развитие феномена «детство» посредством анализа педагогических и психологических коррелят, а также установить тех интересантов, чьи идеи и смыслы манифестируют динамику воспитательных инициатив: транслируют плюрализм мнений в вопросах воспитания личности; формируют идеологические ориентиры в социализации современных детей; определяют экологические лоции для их комфортного и неконфликтного существования в глобальном мире; рельефно обозначают основные подходы в воспитании правовой гигиены подрастающего поколения; стремятся нивелировать возникновение рискогенного положения для детей вследствие маргинализации данной группы населения страны, подверженной негативным внешним воздействиям со стороны отдельных криминальных элементов общества. Обращение к данной теме объясняется пристальным вниманием Правительства Российской Федерации к вопросам семьи как опоры общества в формировании личности, ее нравственности и морали. Семья рассматривается авторами в статье как дискурсивное пространство с множеством сред,  искусственно создаваемых для умственного, физического, трудового развития личности, для формирования ее культуры и гражданственности.

Ключевые слова: детство, традиционные ценности, менталитет, защита детей, воспитание, становление Гражданина. 

Список источников:

  1. Абашина В.В. К проблеме реализации полисубъектного подхода во взаимодействии с семьей // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/svhhkd
  2. Агапов О.Д. Антропологическая практика как невозможная возможность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 4–8. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-4-8
  3. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. — М.: Юрайт, 2022. -151 с. ISBN 978-5-534-09629-3
  4. Афанасьева Т.П., Елкина И.М., Логвинова И.М. [и др.] «Разговоры о важном»: что думают старшеклассники о диалоге с учителем о традиционных российских ценностях? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 3. С. 7-28. DOI: 10.24412/2224-0772-2023-93-7-28
  5. Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Сетевое взаимодействие: per sspera // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 114-122. DOI: 10.24412/2308-7196-2021-2-88-96
  6. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник московского университета. 2022. № 4. С. 4-17. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-4-17
  7. Волков А.В., Волкова С.В. Homo educationandus в зеркале философской антропологии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). C. 22-30.  DOI: 10.32744/pse.2020.6.2
  8. Выготский Л.С.  Психология развития. — Москва: Юрайт, 2023. — 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7
  9. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  10. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.18
  11. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.  — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
  13. Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А. Полисубъектный подход к организации преемственного образовательного процесса // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/bbxclo
  14. Рябцев В.К., Слободчиков В.И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 3. С. 113-130. DOI: 10.17759/psyedu.2022140307
  15. Селиванова Е.А., Тысячная Т.А. Психолого-педагогические условия формирования положительной «Я-концепции» подростков // Научно-педагогическое обозрение // Pedagogical Review. 2021. № 4 (38). С. 229-235. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-229-235
  16. Степанов П.В. Как реализовать воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности? // ВНЕшкольник. 2020. № 2. С. 3-8. URL: https://www.elibrary.ru/augaff
  17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. — Москва: Институт практической психологии; — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 416 с.
  18. Bykasova L., Podbereznyi V., Petrushenko S. [et al.] Education subject as a synthesis of cognitive practices. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. SCTCMG, 2019. — P.  569-576. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.77
  19. Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education – A Support of Selfconscience Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2019. Vol. 116. P. 2155-2163. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.01.536
  20. Kononova O.A., Podbereznyi V.V., Samojlova A. N. [et al.] Establishment of The Subject in The Digital Education: Cognitive Practices Synthesis. In R. Valeeva (Ed.), Teacher Education- IFTE 2019, vol 78. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. — P. 140-149. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.19

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А., Трофименко Ю.В., Самойлова А.Н. Морфология детства // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 541-552. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.47