ISSN 2409-7616

Мусатова О.В., Казакова Е.В.

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К СТИМУЛИРОВАНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 373.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.30

Мусатова О.В.1 (Новосибирск, Россия) — musatova-o@yandex.ru; Казакова Е.В.1 (Новосибирск, Россия) — elekta@nxt.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье показана актуальность исследования структуры готовности педагогов к стимулированию адаптации детей мигрантов для их дальнейшей интеграции в российское общество. Цель – описать структуру готовности педагогов к стимулированию адаптации детей мигрантов к начальной школе. Методы исследования: теоретические (анализ научных статей по проблеме адаптации детей мигрантов в образовательное пространство и работе педагогов по стимулированию данного процесса, классификация и группировка, обобщение полученных результатов), практические методы (анкетирование учителей начальных классов школ г. Новосибирска, работающих во 2-4 классах с тремя и более детьми мигрантов, с целью выявления основных проблем в работе с данной категорией детей и готовности к стимулированию их адаптации к российскому образованию; анкетирование родителей-мигрантов по проблемам взаимодействия с педагогами в период адаптации детей мигрантов к образовательной среде российской школы. В исследовании выявлен ряд проблем, которые возникают у учителей, родителей-мигрантов и их детей в процессе стимулирования адаптации детей мигрантов к начальному образованию. Решение данных проблем позволит проводить работу по стимулированию адаптации детей мигрантов к начальному образованию на профессиональном уровне. В рамках исследования дано определение понятию «стимулирование адаптации ребенка к школе», описаны компоненты готовности учителей к стимулированию адаптации детей мигрантов как составляющей профессиональной педагогической компетентности, выявлены и описаны некоторые особенности и проблемы готовности педагогов к стимулированию адаптации детей мигрантов к образовательной среде.

Ключевые слова: адаптация детей мигрантов к образовательной среде, стимулирование адаптации ребенка к школе, готовность учителей к стимулированию адаптации детей мигрантов к образовательной среде.

Список источников:

  1. Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования: коллективная монография / под ред. Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. — Москва: Этносфера. 2022. — 169 с.
  2. Александров И.А., Овсяник О.А. Анализ классических подходов и современных исследований в вопросе изучения социально-психологической адаптации и ее стратегий // Человеческий капитал. 2022. № 6 (162). С. 30–40. DOI: 10.25629/HC.2020.06.04
  3. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С.108–114. DOI: 10.25629/HC.2019.12.09
  4. Горбунова Н.В., Бойко И. Организационно-педагогические условия формирования адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 115–118. URL:  https://www.elibrary.ru/iuvgue
  5. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008. — 209 с. URL: https://www.elibrary.ru/qwuocf
  6. Дударева П.М. Факторы социально-психологической адаптации детей мигрантов к учебному сообществу // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 34. DOI: 10.17513/spno.2998
  7. Егорычев А.М., Казакова Е.В. Дети мигрантов (уровень начального образования) и характерные проблемы их адаптации в русскоязычной школе // ЦИТИСЭ. 2021. № 3. С. 114-127. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.3.10
  8. Забавнова М.В. Исследование самооценки детей-мигрантов в условиях социально-психологической адаптации к школе. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 183-187. URL: https://www.elibrary.ru/lkmocr
  9. Иванкова Н.В., Нуртазина Ж.А. Школьная адаптация и дезадаптация в педагогической деятельности // Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 122-126. URL: https://www.elibrary.ru/cylhgk
  10. Иванова Г.П.  Стецевич М.Ю.  Ширкова Н.Н.  Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. № 2. С. 106-115. URL: https://www.elibrary.ru/xqhylz
  11. Касенова Н.Н.  [и др.] Адаптация детей мигрантов к этнокультурной образовательной среде г. Новосибирска и Новосибирской области (дошкольное и начальное образование): учебно-методическое пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2023. — 302 с. URL: https://www.elibrary.ru/jmmqqu
  12. Касенова Н.Н. [и др.] Дети мигрантов в начальной школе. Опыт подготовки бакалавров педагогики к работе с детьми мигрантов (на примере Новосибирской области): Коллективная монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2023. — 149 с. URL:  https://www.elibrary.ru/fapmeq
  13. Коробцова Е.В. Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов (теоретический аспект) // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 7. С. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/hftqkz
  14. Маврина Т.В. Адаптация детей мигрантов в начальной школе // Актуальные проблемы педагогики и психологии (Самара). 2020. № 1. С. 89-93. URL: https://www.elibrary.ru/qdnzrx
  15. Мали Н.А. Особенности школьной адаптации детей мигрантов из Украины к условиям общеобразовательной на начальной ступени общего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016, Т. 5, № 5А. С. 89-99. URL:  https://www.elibrary.ru/xuyrff
  16. Мардахаев Л.В. Адаптация и дезадаптация человека: социально-педагогический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016 (16). № 2. С. 122–131. URL: https://www.elibrary.ru/oplmbq
  17. Монастырская Т.И., Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Потенциал школьной образовательной среды в адаптации детей мигрантов (на примере средних образовательных учреждений города Новосибирска) // Педагогический журнал. 2020. № 4-1. С. 359-374. DOI: 10.34670/AR.2020.52.39.100
  18. Мутаев У.К. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.  2019.  №4(56).  С. 155-158. URL: https://www.elibrary.ru/tnglsk
  19. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики.  2018.  №4.  С. 645-660. DOI: 10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660
  20. Овлякулиева А.С. Социокультурная адаптация и интеграция детей-мигрантов в школьном образовательном процессе // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 8. С. 69-74. URL: https://www.elibrary.ru/dkuhpi
  21. Омельченко Е.А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 2. С. 306-316. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-2-306-316
  22. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 196-207. DOI: 10.33876/2311-0546/2019-46-2/196-207
  23. Омельченко Е.А., Шевцова А.А., Криворучко Т.В. Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»: первые итоги // ЭТНОДИАЛОГИ. 2022. №1 (67). С. 202-225. DOI: 10.37492/ETNO.2022.67.1.015
  24. Организация психолого-педагогической работы с родителями-иностранными гражданами в начальном образовании: учебное пособие / Касенова Н.Н., Джурабаева Г.К. и др. Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2021, 175 с. URL: https://www.elibrary.ru/gcnvxb
  25. Осин Р.В. Сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и детей представителей принимающего населения // Вестник университета. 2023. №  3. С. 201-210. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-3-201-210
  26. Стадник А.А., Петрова С.С. Адаптация детей-мигрантов в школе // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 329-332. URL: https://www.elibrary.ru/kcuglr
  27. Старовойтова Л.И., Дирксен Н. В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. 2021. №1 (27). С. 99-110. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.09
  28. Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М. Этнокультурная адаптация детей из семей мигрантов в школе // Педагогика. 2019. № 11. С. 34-44. URL: https://www.elibrary.ru/xidjzx
  29. Мусатова О.В., Казакова Е.В., Касенова Н.Н. Проблемы адаптации детей мигрантов к начальной школе (на примере школ г. Новосибирска) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4(38).  C. 390-407. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.36

Библиографическая ссылка: Мусатова  О.В., Казакова Е.В. Готовность педагогов к стимулированию адаптации детей мигрантов к начальной школе // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 344-358. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.30