ISSN 2409-7616

Березуцкая Э.Р., Мозжерин В.Д., Мингазетдинова Р.Ф., Елинсон М.А., Хизбуллина Р.З.

ИЗУЧЕНИЕ МИРОВЫХ КАРТ РАЗНЫХ СТРАН НА ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТАХ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

УДК 376.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.05

Березуцкая Э.Р.1 (Уфа, Россия) — ebigildina@gmail.com, Мозжерин В.Д.1 (Уфа, Россия) — vladmozzherin@mail.ru, Мингазетдинова Р.Ф.1 (Уфа, Россия) — rflyurovna@mail.ru, Елинсон М.А.1 (Уфа, Россия) — maria_elinson@mail.ru, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — hizbullina@yandex.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу карт, которые были составлены в разных частях света. В ходе работы показаны их различия, особенности составления. Приведены примеры карт. Описаны основные картографические проекции, используемые для составления карты мира. Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой применения знаний. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках: географии, истории, иностранных языках. Значение карт трудно переоценить. Карта — модель действительности. Она имеет большую информативность, обзорность, наглядность. Это делает ее важнейшим средством научного познания не только в географии. Перед нами вырисовывается очень важное значение карты в изучении разных стран. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства. В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает. Требование современности – одно из основных свойств карт: все картоматериалы, положенные в её основу, должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителями географии, истории, иностранных языков встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять ученикам только точные факты.

Ключевые слова: карта, география, школа, части света, проекция, учитель.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В,. Хизбуллина Р.З. Применение современного программного обеспечения «1с: конструктор интерактивных карт», как дополнительного средства на интегрированных уроках литературной географии // Известия самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т.21, №66. С. 10-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39242843  
  2. Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Султанова Р.М., Особенности современных учебников географии и возможности их использования в школах России //  ЦИТИСЭ. 2022. №3 (33). С.422-433. EDN: HAEPDB, DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.37
  3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Ин-та, 2009. — 10 с.
  4. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017.  № 2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  5. Галченков А.С. Реализация интегрированного медиаобразования в системе работы современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С.13-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27707958
  6. Демидов А.А., Третьяков А.Л. Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки – новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 21-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25684467
  7. Коломыцев О.Н. Оценивание деятельности обучающихся на уроках естественно-научного и математического циклов в основной школе в рамках ФГОС // Реализация ФГОС как условие повышения качества образования. — Белгород: Белгородский институт образования, 2019. — С. 559-563.
  8. Ниязова Е.В. Газета, как средство медиаобразования в современной школе // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы. — М.: Информация для всех, 2016. — 135 с.
  9. Садыкова Н.А., Полякова Е.В. Функционально-семантические и лексические особенности заголовков газет в газетном дискурсе на примере газет «Уфимские», «Оренбургские» и «Пермские губернские ведомости» во второй половине XIX – начале XXв. // Вестник Башкирского университета. 2021. №2. С.496-501. EDN: BZCCXW, DOI: https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2021.2.39
  10.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий,  2019. —  284 c.
  11. Сушкова Г.Е., Петрова С.В. Мультимедийная образовательная среда как средство развития школьных СМИ // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М: Директ-Медиа, 2020. — С 151-156.
  12. Троценко Е.В. Анимация как эффективное средство медиа-образования // Материалы VII Всероссийской молодёжной научно-практической конференции.  — Орел: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2020. — С. 322-326. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43859599
  13. Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. Для старших классов школ гуманитарной ориентации. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.  — 43 c.
  14. Хизбуллина Р.З., Галина Г.К., Султанова Р.М. Использование дистанционного обучения, как инновационной технологии современной системы образования во время пандемии // ЦИТИСЭ.  2020. №4 (26). С.149-161. EDN: CFBXBN,  DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.14
  15. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии //  ЦИТИСЭ. 2021.  №2 (28). С.102-115. EDN: EPTFZD DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.10

Библиографическая ссылка: Березуцкая Э.Р., Мозжерин В.Д., Мингазетдинова Р.Ф., Елинсон М.А., Хизбуллина Р.З. Изучение мировых карт разных стран на отдельных предметах в современной школе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 58-70. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.05