ISSN 2409-7616

Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В., Приходько О.В.

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА: КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 37.061

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.37

Ковшикова Е.В.1 (Волгоград, Россия) — kelenav1@yandex.ru, Шиндряева И.В.1 (Волгоград, Россия) — i.shindryaeva@yandex.ru, Приходько О.В.2 (Красноярск, Россия) — i.shindryaeva@yandex.ru

1Волгоградская академия МВД Российской Федерации

2Сибирский юридический институт МВД Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена изучению трансформации конфликтного поведения субъектов образования в условиях изменения коммуникативных практик. Противоречие между воспитательными и образовательными системами семьи и школы является источником конфликтов, преодолеваемых исключительно посредством коммуникации «Педагог — Родитель». Данное обстоятельство предполагает необходимость комплексного исследования  характеристик  и специфики такой коммуникации, а также  выявления факторов  ее конфликтогенности. Опираясь на интерпретационный анализ текстов жалоб родителей учеников на действия педагогов школ и социологический опрос педагогов о проблемах коммуникаций с родителями учеников авторы установили, что коммуникация «Педагог — Родитель» обладает всеми признаками официально — делового дискурса. Она относится   к институциональным формам общения и отвечает определенным  социальным  правилам  и ритуализированным  рамкам  функционирования.   Коммуникация «Педагог — Родитель» в ситуативном плане характеризуется следующим образом: она санкционируема и осуществляется в нормативной  стандартной ситуации (под стандартом в данном случае  понимаются унифицированные формы общения, свойственные административной среде (например: родительское собрание, беседа учителя с родителями, жалоба родителя в структуры управления образованием или охраны детства и др). Коммуникация «Педагог — Родитель» протекает  в  статусно — маркированной ситуации (ситуации социального, социально-ситуативного и ситуативного неравенства).    В обстоятельствах коммуникации «Педагог — Родитель» выделены тональность общения (официальность, шутливость, торжественность), цель и результат общения, канал общения (письменно/устно, опосредованно/лично, протокольно/без фиксации и т.п.), а также хронотопные характеристики общения (место, время, условия общения). К специфическим чертам коммуникации «Педагог — Родитель» относятся следующие признаки, которые находятся в поле нормы: тематически в ней зачастую используются микротемы частной жизни ученика и его семьи; она может осуществляться в нестандартной и ненормативной ситуации; участники   могут варьировать ситуативные статусы в процессе коммуникации для достижения собственных целей, использовать различную тональность и нестандартный хронотоп. Коммуникация «Педагог — Родитель» наращивает потенциал конфликтогенности в следующих случаях: участники неумело варьируют ситуативные статусы друг-друга, что приводит к их столкновению; педагог игнорирует влияние выбранной тональности и хронотопа на эффективность коммуникации; участники не учитывают коммуникативные цели друг-друга; участники не умеют переключать субкоды и др.

Ключевые слова: образовательная организация конфликтное поведение, педагог, родитель, коммуникации.

Список источников:

  1. Амиргамзаева Д.Н. Конфликты в школе и конфликтная компетентность учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 1 (2). С. 53-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10120260
  2. Башмакова Е.А. Практические способы преодоления конфликтов в триаде «родители- дети- педагоги» // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 44. С. 1407-1413. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26374597
  3. Воронюк Ю.В. Вызовы современности: взаимодействие учителя и родителей в режиме онлайн // Преемственность в образовании. 2021. № 28 (3). С. 484-494. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45726370
  4. Зеленский Н.Д., Николаева А.А. Влияние ожиданий на выбор стратегии поведения в ситуации «родитель-педагог» // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. Т. 4, №9. С. 328-332. DOI: 10.5281/zenodo.1419229
  5. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В., Гуляева Е.В. Педагогические ком­поненты профес­сиональной деятель­ности преподавателя вуза: комплексный анализ / Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V Международного форума по педагогическому образованию: Часть 1. — Казань: Отечество, 2019. 420 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39182401
  6. Кузьмина К.Е. Конфликты с родителями в современной школе: новые реалии // Социально-психологические проблемы ментальности менталитета. 2015. № 1. С. 56-66. DOI: 10.35785/978-5-88018-646-4-2021-17-56-66
  7. Курганский С.М. Родитель и учитель: конфликт или сотрудничество // Народное образование. 2015. № 1. С. 199-206. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22965844
  8. Морозикова И.В. Конфликты в системе «учитель-родитель ученика»: основы психолого-педагогического сопровождения // Личность в пространстве и времени. 2019. № 8. С. 131-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39267184
  9. Николаева А.А., Казачкина Ю.Ю. Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты  // Бюллетень науки и практики. 2018. № 3. С. 70-75. DOI: 10.21777/2500-2112-2018-3-70-75
  10. Норсеева Е.Л. Проект «Школа для родителей» как эффективная форма сотрудничества школы и семьи // Вестник педагогического опыта. 2019. № 44. С. 41-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39267184
  11. Полякова Л.В., Коджаспиров А.Ю. Особенности ценностно-мотивационных конфликтов у студентов педагогического вуза // ЦИТИСЭ. 2022. № 2. С.388-403. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.34
  12. Пронина И.Н. Основные направления совместной деятельности учителей и родителей в современной школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. № 3. С. 140-145.
  13. Роландас Б. Проектирование стратегий правового образования в школе с точки зрения учеников, родителей учеников и учителей // Потенциал современной науки. 2016. № 3. С. 138-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25918693
  14. Степанова О.С., Николаева А.А. Исследование характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 1-17. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.30961
  15. Сулейменова Г., Фроловская М.Н. Особенности взаимодействия «учитель-ученик-родитель» в современной школе// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 1. С. 334-337. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21948437
  16. Shindryaeva, I.V. Organizational communications in the enterprise management system / I.V. Shindryaeva, S.O. Shindryaev, A.Y. Berezovaya, T.V. Ovsyannikova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019. — С. 012059. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38665508

Библиографическая ссылка:

Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В., Приходько О.В. Конфликт педагога и родителей ученика: коммуникативные аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.396-406. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.37