ISSN 2409-7616

Амбалова С.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.20

УДК 371

Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: svetagul11@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования, исходя из социального заказа общества, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, т.е. создания оптимальных условий для их развития, воспитания и образования. Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Реализация психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей с ОВЗ делает доступным образовательный процесс для всех детей не зависимо от уровня их интеллектуальных и физических способностей. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей с ОВЗ является обеспечение личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу. Данный подход базируется на применении инновационных технологий обучения и воспитания с учетом личностных потребностей каждого обучающегося. Образование детей с особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В связи с активизацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ у исследователей возрос интерес к изучению закономерностей формирования личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поиску эффективных средств и методов коррекции их личностного развития.

Ключевые слова: коррекция, психолого-педагогическое сопровождение, интеллект, ограниченные возможности здоровья, образовательный процесс, дефектология, адаптация.

Литература:

  1. Абкович А.Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 4 (62). — С. 65-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26104981
  2. Азизова Д.П. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования // Современное образование: традиции и инновации. — 2018. — № 4. — С. 5-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37169550
  3. Болотова Н.П. Непрерывная система комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогика и психология образования. — 2020. — № 4. — С. 11-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44611099
  4. Данилина Е.В. Использование персонифицированных подходов в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование и социокультурная интеграция. — 2020. — № 3. — С. 105-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44875042
  5. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: перспективы, доработки, практика // Специальное образование. — 2020. — № 1 (57). — С. 136-151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42799862
  6. Золоткова Е.В. Основы проектирования технологий психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях центра продленного дня // Наука и современность. — 2012. — № 18. — С. 58-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20867299
  7. Золоткова Е.В., Малышева М.И. Региональная модель комплексного сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 5-2. — С. 339-343. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26149234
  8. Маслова К.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ // Информ-образование. — 2021. — № 1 (3). — С. 204-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47246111
  9. Прохорова О.И. Особенности инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития психогенного происхождения // Экономика и социум. — 2019. — № 1-2 (56). — С. 122-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38028314
  10. Сафонова Н.А. Особенности эмоциональной устойчивости педагогов в инклюзивном образовании // Культура и образование: от теории к практике. — 2015. — Т. 1, № 1. — С. 197-201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23372604
  11. Соловьева О.В., Симоненко О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2021. — № 4 (85). — С. 200-207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47145789
  12. Сосина А.В., Харитонова Е.И. Диагностика и коррекция манипулятивной функции у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Детская реабилитация. -2020. — Т. 2, № 2. — С. 73-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44437210
  13. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 551. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25390137
  14. Ушакова В.Р. Система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. — 2018. — Т. 5б № 4 (20). — С. 391-404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37091174
  15. Черных Т.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых классов с ограниченными возможностями здоровья // Культура и образование: от теории к практике. — 2015. — Т. 1, № 1. — С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23372581

Библиографическая ссылка:

Амбалова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция детей с ОВЗ // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.232-239. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.20