ISSN 2409-7616

Ерина И.А., Бажан З.И.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.38

УДК 378.014.3

Ерина И.А.1 (Севастополь, Россия) — Е-mail: irinagorbushina@mail.ru, Бажан З.И.2 (Ялта, Россия) — E-mail: zinaida.bazhan@mail.ru

1ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Аннотация. В данной статье раскрывается тема профессиональной педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены и обсуждены данные статистики, дан исторический анализ (справка) формирования отечественной дефектологии. Рассмотрена классификация отклонений в развитии Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина, характеристика их разновидностей, проблема психического дизонтогенеза и его природа. Дана классификация в практической работе с детьми ОВЗ. Авторы стоят на позиции того, что научный подход к позитивному решению проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, сейчас имеет очень важное значение в обучении педагогов, чья деятельность соприкасается с данной категорией детей. Знание не только характеристик инвалидности, но и правильное профессиональное построение процесса обучения, воспитания и развития таких детей, играет важную основополагающую роль в помощи, поддержки и сопровождении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Каждый учитель доложен быть очень внимательным к таким детям, поддерживать особенного ребенка, развивать в него положительную самооценку. Для ребенка со ОВЗ главное, это обучение без насилия и принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. На основе полученных результатов исследования, сформулированы методические рекомендации по взаимодействию педагога с данной социальной группой детей и их семьями.

Ключевые слова: образовательное пространство, дети с ОВЗ, психический дизонтогенез, олигофрения, деменция, профессиональное взаимодействие, инвалидность.

Литература:

  1. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сб. матер. Всероссийской научно-практической конф. «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, др. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. — 484 с. ISBN 978-5-907436-29-9
  2. Булатников А.Н. Основные проблемы психолого-педагогической коррекции в процессе реабилитации детей и подростков // Профилактика зависимостей. — 2015. — №4. — С. 77-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25066050
  3. Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р. Группировка факторов эффективности работы учителя // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С.113-122. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.11
  4. Воробьева А.В. Инклюзивное образование и его возможности в раскрытии личностного потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2017. — № 1 (71). — С. 27-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29436946
  5. Гаврилушкина О.П. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т.8, № 3. — С.141-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27426373
  6. Глухов В.П. Дефектология: специальная педагогика и специальная психология: курс лекций. — М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. — 314 с. ISBN 978-5-04-116915-2
  7. Глухов В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития // Среднее профессиональное образование. — 2014. — №10. — С.19-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22457150
  8. Данилова Е.А. Отношение родителей детей с инвалидностью и ОВЗ к инклюзивному образованию в республике КОМИ // Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы: матер. Междунар. научно-практической конф. / Отв. ред. Е.Ю. Перова. — Улан-Удэ: Изд-во СГИК, 2017. — С. 146-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26473536
  9. Евтушенко И.В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №5. — С. 249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30458052
  10. Игнатова О.И. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в эстетическом образовании // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2019. — № 2 (46). — С. 133-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38609283
  11. Катуржевская О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. — Т. 5. -№ 1 (14). — С. 64-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25596480
  12. Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника: учебное пособие. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. — 62 с. ISBN 978-5-4263-0367-6
  13. Лаврентьева З.И. Профессионализм педагога инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. — 2016. — № 1 (41). — С. 27-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25714890
  14. Лаврентьева О.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: точки роста // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. — С. 441-449. — DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.40
  15. Малафеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2018. — № 190. — С. 8-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36642685
  16. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. — М.: Перспектива, 2016. — 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  17. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие; под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Прометей, 2015. — 252 с. ISBN: 978-5-9906264-0-9
  18. Темиршина Г.Р., Минахметова А.З. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г.Р. Темиршина, А.З. Минахметова // Молодой ученый. — 2020.  — № 27 (317). — С. 240-243.
  19. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С. 180-195. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35618161
  20. Шматко Н.Д. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушенным слухом: взгляд через 30 лет // Дефектология. — 2018. — №6. — С. 43-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36816646

Библиографическая ссылка:

Ерина И.А., Бажан З.И. Профессиональное взаимодействие педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.399-408. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.38