ISSN 2409-7616

Макаренко В.С., Ткач Р.В.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: НЕОБХОДИМАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.26

УДК 378.6:623

Макаренко В.С.1 (Москва, Россия) — E-mail: makvit3101@mail.ru, Ткач Р.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: roman1977tkach@mail.ru

1Московское высшее общевойсковое командное училище

Аннотация. В статье представлены материалы научного исследования, касающиеся проблемы, связанной с необходимостью формирования и развития активной позиции защитника Отечества у будущих офицеров ВС РФ. Авторы отмечают, что что проблема формирования у курсантов военных вузов активной позиции защитника Отечества в российском военном сообществе недостаточно теоретически и практически разработана, при этом отдельные вопросы этой проблематики, отражены в научных трудах отечественных военных ученых и педагогов. Выявляют причины, обуславливающие важность и актуальность проблемы исследования. Отмечают, что в современных условиях развития вооруженных сил России и способах ведения боевых действий, усиливается противоречие между требованиями общества к активной позиции защитника Отечества у курсантов военных вузов и низкой эффективностью взаимодействия гуманитарных и военно-профессиональных дисциплин в процессе военно-профессионального воспитания курсантов. Предполагается, что решению этой комплексной проблемы во многом будет способствовать выявление и актуализация воспитательного потенциала нравственных ценностей и государственно-патриотических установок в дисциплинах гуманитарного цикла; повышение роли военно-научной работы курсантов в процессе развития активной позиции защитника Отечества; совершенствование методической подготовки руководящего и преподавательского состава к педагогическому сотрудничеству с курсантами по формированию активной позиции защитника Отечества в учебной и внеучебной деятельности. Подученные результаты исследования показали, что они имеют теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимостьзаключается в возможности использования всех теоретических материалов для последующих исследований по данному направлению. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в системе военного образования всех уровней и направлений: разработанной и экспериментально апробированной педагогической модели формирования у курсантов военных вузов активной позиции защитника Отечества; системы разработанных и апробированных критериев оценки уровня сформированности у курсантов военных вузов активной позиции защитника Отечества.

Ключевые слова: активная позиция защитника Отечества, курсанты военных вузов, военный потенциал, военная техника, военно-профессиональное воспитание.

Литература:

  1. Ахмедянов С.А., Веледов М.И. Особенности обучения и военно-патриотического воспитания будущих офицеров в учебных военных центрах // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. — № 3. — С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087596
  2. Вагайцева Е.С., Игонина Т.Б. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе: монография // Департамент образования и науки Кемеровской области, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2019. — 181 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594445
  3. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6. — С. 319. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594445
  4. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России // Воспитание школьников. — 2017. — № 5. — С. 49-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29816913
  5. Гусев Н.Н., Огнева М.В. Проблемы включения молодых людей в систему социальной стратификации российского общества // Социально-гуманитарное обозрение. -2018. — № 1. — С. 65–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35061612
  6. Егорычев А.М., Кувакина Е.С. Сущность, содержание и необходимость формирования гражданской позиции у выпускников отечественных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3 (25). — С. 253-264. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.22
  7. Егорычев А.М. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, А.Г. Ахтян, Я.В. Шимановская // ЦИТИСЭ. -2019. — №4 (21). — С. 467-476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44
  8. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). — С. 240-242. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00277
  9. Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Краснодар: КГУ, 2020. – 215 с.
  10. Куршев А.В. Гражданское воспитание будущих офицеров в процессе модернизации военного образования: монография. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. — 136. ISBN: 978-5-7882-2369-8
  11. Нурахметов С.Т., Петрусевич А.А. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2019. — № 1. — С. 112-116.  DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.35.112
  12. Потапова Л.С. Факторы интеграции курсантов в социальную среду военного вуза // Аллея Науки. — 2019. — Т. 2, №2(29). — С. 374-377. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37255929
  13. Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: на примере Вооруженных Сил Российской Федерации. Дис. … д-ра. соц. наук: 22.00.08. — М., 2000. — 391 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597438
  14. Разгонов В.Л. Военно-профессиональное воспитание курсантов военных вузов и их профессиональная направленность // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2015. — № 3 (4). — С. 140-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597438
  15. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. — Ставрополь: Изд-во СГПИ; Дизайн-студия Б, 2017. — 136 с.  ISBN 978-5-9500789-9-6
  16. Сысолятин М.В. Динамика представления курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. — 2018. — № 4 (28). — С. 377-385. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385
  17. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. Кемерово: КГУ, 2019. — 401 с.
  18. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375

Библиографическая ссылка:

Макаренко В.С., Ткач Р.В. Активная позиция защитника отечества курсантов военных вузов: необходимая историческая реальность // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.271-281. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.26