ISSN 2409-7616

Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хамматова Р.С., Хизбуллина Р.З.

РОЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БАШКОРТОСТАНА ДЛЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.01

УДК 372.8

Бигильдина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ebigildina@gmail.com, Кузнецова И.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: kinna3103@mail.ru, Хамматова Р.С.2 (с. Серменево, Республика Башкортостан, Россия) — E-mail: ebigildina@gmail.com, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru

1Башкирский государственный университет

2Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Серменево

Аннотация. Рост этнического самосознания народов, повышение интереса к родной культуре, обычаям и традициям явилось ответной реакцией самосохранения этносов в условиях глобальных перемен. Общее образование должно носить этнокультурный характер и быть направлено на приобщение ученика к национальной российской и общемировой культуре. Все это выдвинуло проблему приобщения подрастающего поколения к этническим, духовным и культурным ценностям. Особую актуальность приобретает обновление содержания образования через ее этнопедагогизацию, поиск новых форм и методов обучения и воспитания с учетом достижений этнической культуры и этнопедагогики; она объясняет народную педагогику и предполагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Структура этнической культуры включает знания об этническом сознании, взглядах, ценностях, веровании, поведении и действиях, которые в своей совокупности образуют менталитет, знания о народе. В данной статье рассмотрено возрождение казачества как формы военно-патриотического воспитания молодежи в школах. Описаны основные особенности казачьих войск, которые были на территории Республики Башкортостан, их быт, воспитание, а также примеры возрождения казачьих отрядов по территории республики для военно-патриотических целей. В качестве главного психологического новообразования признается гражданская идентичность, которая формируется еще в школьном возрасте. В качестве перспективы дальнейшего возрождения башкирского казачества можно предложить создание в школах культурно-этнических клубов, имеющих направленность на развитие культуры казачества, а также формирование на базе школ факультативов, военно-патриотических кружков для воспитания молодежи на примере казачества.

Ключевые слова: казачество, Башкортостан, воспитание молодежи, школа, военно-патриотическое воспитание.

Литература:

  1. Аникеева О.А., Сизикова В.В., Фомина С.Н. Тенденции развития социально-педагогического образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. — 2017. — №3 (12). — C. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30797575
  2. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-4. — С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809616
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Воронеж: Ин-т практической психологии, 2010. — 351 c. ISBN 5-89395-048-6
  4. Белкин А.С. Казачество: В 2 ч. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1992. — 252 c.
  5. Берестовицкая С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников. — 2012. — № 9. — С.35-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18027463
  6. Буковшина О.Н. Школа – центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. — 2019. — № 1. — С. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25406251
  7. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию детей и молодежи // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1. — С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23457205
  8. Гребенникова В.М., Мартынов М.Л. Детско-юношеское юнармейское движение как средство формирования патриотических ценностей у обучающихся старших классов // Современный ученый. — 2020. — № 6. — С.112-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44234560
  9. Дахин А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 32-40 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895795
  10. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. — С. 467— 476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44
  11. Егорычев А.М., Ахтян А.Г. Национальная культура и система отечественного профессионального образования: интеграция как возможность эффективного развития // Ученые записки РГСУ. — 2016. — Т. 15. — № 6 (139). — С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28823511
  12. Кулемина Л.Б.  Размышления о патриотическом воспитании… // Образование и право. — 2020. — № 1. —  С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  13. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  14. Мартюшов Л.Н. О природе и сущности патриотизма и задачах патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. – 2018. — № 3. – С. 26-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32718700
  15. Морозов В.А., Заречнев Д.О., Федулов Б.А.Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности // Мир науки, культуры, образования. — 2019.  — №3(76). — С.157-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38543490
  16. Резник И.В. Частица «Бессмертного полка» // Национальные приоритеты России. — 2020. — №4(39). — С.67-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44552711
  17. Рязанов А.В., Морохова Е.И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 154-157. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.31
  18. Трухин А.В. Сущность самообразовательной деятельности в военно-педагогическом процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — №3 (24). — С. 240-243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35707831
  19. Тютькова И.А. Педагогическая концепция формирования политической культуры учащихся: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. — М.: РУДН, 2007. – 332 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19190657
  20. Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Полянская Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А. Характеристика компетентности школьников, выявляющая проблемы, требующие незамедлительного решения // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С.135-149. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.13

Библиографическая ссылка:

Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хамматова Р.С., Хизбуллина Р.З. Роль возрождения казачества на территории Башкортостана для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.7-17. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.01