ISSN 2409-7616

Чувилина А.Е.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.21

Чувилина Анна Евгеньевна —методист, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум сервиса», Южно-Сахалинск, Россия, E-mail: Anna.chuvilina.86@mail.ru

Аннотация. Данная статья ставит своей целью анализ различных аспектов понятия тьюторского сопровождения в контексте формирования экологической компетентности студента. Особенностью выполненного исследования является определение инновационных и продуктивных условий и средств осуществления экологического образования в высшей школе. Основываясь на идее о важности организации экологического и профессионального образования с опорой на использовании активных и практикоориентированных средств и технологий обучения, автор обращается к анализу тьюторского сопровождения, которое позволяет студенту выступать в роли инициативного субъекта, выполняющего личностно и общественно значимую деятельность, направленную на осмысленное разрешение экологических проблем и улучшение состояния окружающей среды. Настоящее исследование выстроено с опорой на анализ психолого-педагогической литературы, посвященной аспектам организации экологического образования в высшей школе, а также проблеме становления тьюторского сопровождения на этапе профессионализации. Методы исследования: метод анализа, обобщения, синтеза и систематизации, научное обоснование фактов. Автор обозначает принципы тьюторской формы взаимодействия преподавателя и студента, сущность позиции тьютора и тьюторского сопровождения процесса формирования экологической компетентности будущих специалистов. В качестве эффективных форм тьюторства рассматриваются поддержка, сопровождение, фасилитация. Поясняя важность открытости образовательного и социокультурного пространства, в рамках которых осуществляется формирование экологической компетентности, автор перечисляет формы и технологии работы, а также ключевые аспекты тьюторского сопровождения в рамках формирования экологической компетентности студентов вуза. В результате исследования проанализирована проблема тьюторского сопровождения в контексте формирования экологической компетентности студента вуза. Автор приходит к выводу, что перспективность использования тьюторства обусловлена возможностью реализации персональной стратегии образования и вариативностью приложения различных ресурсов социокультурной среды с опорой на собственный потенциал студента и содержательные аспекты основной деятельности.

Ключевые слова: персональная траектория развития, поддержка, сопровождение, тьютор, тьюторство, фасилитация, формирование экологической компетентности.

Литература:

  1. Ахметова М.Х. Формирование экологической компетентности молодежи как социальная функция системы образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. — №8 (64). – С. 26-30. DOI: 10.24158/spp.2019.8.3
  2. Гордеева И.В. Экологическая компетентность студенческой молодежи: причины формирования и выборочный анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №12-1(39). – С. 80-85. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11850
  3. Гронь Е.Л. Тьюторство в образовании // Интернаука. – 2020. — № 1-1 (130). – С. 53-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41805175
  4. Дмитриева О.И. Тьюторское сопровождение эколого-валеологического образования школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Дмитриева Ольга Ивановна. — Самара, 2013. — 222 с.
  5. Емельянова Л.А., Солодкова М.И., Борченко И.Д. Тьюторство как технология современного качества индивидуализации образования // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. — №3 (21). – С. 144-153. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-144-153
  6. Ковалева Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина. – М.: Авторский Клуб, 2015. — 56 с. ISBN 978-5-906778-00-0 
  7. Кокамбо Ю.Д., Скоробогатова О.В. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. — 2013. — №60. — С. 110-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18959601
  8. Крапивин Б.Д. Тьюторское сопровождение эколого-исследовательской деятельности школьников в процессе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Крапивин Борис Дмитриевич. — Челябинск, 2018. — 215 с.
  9. Кузнецова Е.И., Теров А.А. Подготовка специалистов в области индивидуализации и тьюторства: некоторые аспекты модели компетенций тьюторской деятельности // Бизнес. Образование. Право. — 2018. — №4(45). — С. 423 — 432. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.435
  10. Латышев А.С. Компетентностная модель тьютора – разработка и реализация в современном российском университете // Вестник Омского университета. – 2020. -Т.18, №1. – С. 99-110. DOI: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).99-110
  11. Мельникова О.Ю., Герасимова Н.О. Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке бакалавров социально-экономического профиля // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – №4 (34). – С. 122-127. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.34.122
  12. Мельникова О.Ю., Жигадло А.П. Экологическая компетентность бакалавров социально-экономического профиля в контексте принципов образования для устойчивого развития // Вестник Новороссийского государственного педагогического университета. – 2018. -Т. 8, №3. – С. 139-153. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.10
  13. Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М. Формирование экологической культуры будущих педагогов в условиях формального и неформального образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. — №3(60). – С. 136-142. DOI: 10.26105/SSPU.2019.60.3.018
  14. Пигарева Н.Г. Условия формирования тьюторской позиции в контексте личностно-профессионального развития педагога // Перспективы науки. – 2017. — №8(95). – С. 78-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30353321
  15. Серебровская Т.Б., Рудь Е.В. Интеграция тьюторства и практико-ориентированнных технологий обучения как условие эффективной работы образовательного учреждения высшей школы // Вестник академии. – 2017. — №2. – С. 15-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29094323
  16. Серебровская Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — №5 (124). — С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16350719
  17. Тарасова С.В. Формирование экологической компетентности обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности // Теория и практика современной науки. – 2019. — №6(48). – С. 468 – 471. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39505617
  18. Чеканушкина Е.Н., Колыванова Л.А. К вопросу о развитии социально-экологической компетентности студентов в практической деятельности // Развитие человека в современном мире. – 2018. — №1. – С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36907105
  19. Шутько Г.Г. Тьюторство как форма воспитательной работы в высшей школе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2017. – №2. – С. 199 – 204.  DOI10.23683/1995-0640-2017-2-199-204

Библиографическая ссылка:

Чувилина А.Е. Тьюторское сопровождение в рамках процесса формирования экологической компетентности будущих специалистов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.250-259. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.21