Осипчукова Е.В., Зверева Т.В.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ
УДК 373:378:316.346.32
Осипчукова Е.В.1 (Екатеринбург, Россия) — e.v.osipchukova@urfu.ru; Зверева Т.В.2 (Екатеринбург, Россия) — zvereva.tatiana@urfu.ru
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Гимназия № 39 «Французская гимназия»
Аннотация. Профориентационная деятельность среди школьников и студентов имеет высокую степень важности в настоящее время и играет значительную роль в развитии общества, образования, производственного сектора. На успешность профориентации оказывает влияние мотивационные и ценностные характеристики личности, её наклонности и способности. Но не менее важен и уровень организации, управления профориентационной деятельностью. Актуальность исследования основана на необходимости учитывать быстроменяющийся рынок труда, необходимости внедрение комплексного и системного подхода в деятельность школ в направлении профориентации, а также изучением профессиональной идентичности студентов. Авторами предложена модель профориентационной работы со школьниками МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», состоящая из четырех компонентов (нормативно-методического, содержательного, кадрового и оценочного), разработка которой основана на изучении нормативной базы, профориентации в исторической ретроспективе, выделении принципов, методов, направлений, форм и показателей эффективности. Для разработки модели изучены теоретические подходы к профориентационной деятельности, проведен анализ профориентационной деятельности в исторической ретроспективе, определены принципы, компоненты модели, разработано содержание каждого компонента. При реализации авторской модели профориентации использованы подходы: личностно ориентированный, деятельностный и системный. Личностно-ориентированный позволяет учитывать интересы, склонности, интересы и потребности молодого человека. Авторами предложен как основной деятельностный подход, который подразумевает активное вовлечение обучающегося в процесс профориентации наряду со свободой выбора. Внедрение модели подтверждается экспертными заключениями руководства учреждения МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия». Результатами частичной апробации модели является изменение выбора типа профессии обучающимися, а также корректировка индивидуально-учебных планов школьников, что свидетельствует о более осознанном отношении к выбору будущей профессии.
Ключевые слова: профориентация, модель профориентационной работы, школьники, профессии.
Список источников:
- Abidi O., Nimer K., Bani-Mustafa A. et al. Relationship between faculty characteristics and their entrepreneurial orientation in higher education institutions in Kuwait // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2022. Vol. 11, id. 12. (In English). DOI: 10.1186/s13731-022-00206-7
- Алимсеитова Ж. Маликова Ф., Акжолова А. Модульная структура базы знаний «выбор профессии при поступлении в вуз» // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2022. № 4(123). С. 245-255. URL: https://www.elibrary.ru/kuydxz
- Saiz A.A., Toma, R.B., Sierra, J.E. Influence of expectancies of success on the choice of vocational education or scientific-technological baccalaureate // Educación XXI. 2024. Vol. 27(1). P. 209-227. DOI: 10.5944/educxx1.36811
- Андреенко Т.А., Нагайцева И.Ф., Чуфарова Л.И. [и др.] Мотивы выбора профессии учителя физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 21-24. URL: https://www.elibrary.ru/esduxr
- Belawati T., Daryono D., Sugilar S. Development of an instrument to assess independent online learning readiness of high school students in Indonesia. Asian Association of Open Universities Journal, 2023, Vol. 18, no. 1, P. 34-45. (In English). DOI: h10.1108/AAOUJ-09-2022-0139
- Bonkalo T., Belentsov S., Malkov A. Integrative technologies as a means of forming metacognitive competencies in high school students // European Journal of Modern Education. 2023. Vol. 12(4). P. 1166-1174. DOI: 10.13187/ejced.2023.4.1166
- Budiman R., Syafrony A.I. (), The digital literacy of first-year students and its function in an online method of delivery, Asian Association of Open Universities Journal, 2023, Vol. 18, no. 2, pp. 176-186. DOI: https://doi.org/10.1108/AAOUJ-01-2023-0017
- Wang H., Wang Ya., Ostrovskaya A.A. Socio-psychological factors of choosing a profession in a market economy // Economics and entrepreneurship. 2023. No. 8(157). P. 185-190. (In English). URL: https://www.elibrary.ru/qpztjo
- Воробьева Н.А. Система подготовки квалифицированных кадров в России, Японии, Индии, ЮАР, Бразилии: модели профессионального самоопределения и профессиональной ориентации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 5(80). С. 73-78. URL: https://www.elibrary.ru/ctpewi
- Даниелян Л. Подготовка школьников к сознательному выбору в области питания // Научные труды ВГУ: гуманитарные и социальные науки. 2024. № 1. С. 221-227. URL: https://www.elibrary.ru/cwlnnc
- Дауткалиева П.Б., Черникова Т.В., Садреимова А.Г. Психологические аспекты формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей // Журнал психологии и социологии. 2022. Т. 81, № 2. URL: https://www.elibrary.ru/iwbeth
- De Weerdt D., De Schepper A., Kyndt E. et al. Entering the Labor Market: Networks and Networking Behavior in the School-to-Work Transition // Vocations and Learning. 2024. Vol. 17. P. 311–332. DOI: 10.1007/s12186-024-09343-4
- Jabali O., Hamamra B., Ayyoub A. Critical thinking, assessment, and educational policy in Palestinian universities // International Journal for Educational Integrity. 2024. Vol. 20. P. 12. DOI: 10.1007/s40979-024-00160-9
- Dubeau A., Chochard Y. Influence of Guidance on Occupational Image and Traineeship’s Satisfaction of Vocational Students // Vocations and Learning. 2024. Vol. 17. P. 297–310. DOI: 10.1007/s12186-023-09341-y
- Зеер Э.Ф. Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 6. С. 69-98. URL: https://www.elibrary.ru/xvhiyi
- Калмазова Н.А., Борисова В.Ф., Кузнецова Ю.А. Англоязычные термины терминополя «юридическая профессия»: мотивация выбора перевода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 3. С. 84-96. URL: https://www.elibrary.ru/umlzky
- Conradty C., Bogner F.X. STEAM teaching professional development works: effects on students’ creativity and motivation // Smart Learn. Environ. 2020. Vol. 7. id. 26. DOI: 10.1186/s40561-020-00132-9
- Koçyiğit A.A., Dizdar H.T. Examining audiologist candidates’ self-esteem and professional self-esteem // The Egyptian Journal of Otolaryngology. 2024. Vol. 4. id. 69. DOI: 10.1186/s43163-024-00632-2
- Курилкина В.Н., Винокурова Е.С., Яковлев А.И. Анализ профориентационной работы вуза на основе структурно-логической модели // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №12 (92). С. 322-327. URL: https://www.elibrary.ru/qbqmgd
- Мальцев Д.В., Лазукова Е.А., Репецкий Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете // Перспективы науки и образования. 2022№ 6(60). С. 10-28. URL: https://www.elibrary.ru/amjzmp
- Mičiulienė, R., Kovalčikienė, K. Motivation to Become a Vocational Teacher as a Second Career: A Mixed Method Study // Vocations and Learning. 2023. Vol. 16. P. 395–419. DOI: 10.1007/s12186-023-09321-2
- Monteiro S., Almeida L.S., Sánchez G.T. Career resources among higher education students: a mixed-method study // Educación XXI. 2023. Vol. 26(1). P. 93-115. DOI: 10.5944/educxx1.31544
- Orynbek G., Dauletali A., Farida O., et. al. The foreign language students’ beliefs regarding learning strategies in different Kazakhstan University students // Journal of Intellectual Disability–Diagnosis and Treatment. 2018. No. 6 (3). P. 96-104. DOI: 10.6000/2292-2598.2018.06.03.5
- Poizat G., Drakos A., Ambrosetti É. et al. Enactive Design-Based Research in Vocational and Continuing Education and Training // Vocations and Learning. 2024. Vol. 17. P, 537–563 DOI: 10.1007/s12186-024-09348-z
- Пономарев А.В. Молодежь в условиях новой геополитической реальности: коллективная монография / А.В. Пономарев, Ю.Р. Вишневский, И.С. Крутько [и др.]. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. — 184 с. ISBN 978-5-7996-3748-4
- Pulyaeva V.N. Development of a cognitive map of youth social competencies // European Journal of Modern Education. 2024. Vol. 13(2). P. 411-422. DOI: 10.13187/ejced.2024.2.411
- Rahmatollahi M., Zenouzagh Z.M. Designing and validating an evaluation inventory for assessing teachers’ professional accountability // Lang Test Asia. 2021. Vol. 11. id. 11. DOI: 10.1186/s40468-021-00128-3
- Rienties B., Divjak B., Eichhorn M. et al. Online professional development across institutions and borders // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. id. 30. DOI: 10.1186/s41239-023-00399-1
- Sikora, J., Pokropek, A. Immigrant optimism or immigrant pragmatism? Linguistic capital, orientation towards science and occupational expectations of adolescent immigrants // Large-scale Assess Educ. 2021. Vol. 9. id. 7. DOI: 10.1186/s40536-021-00101-9
- Чистякова С.Н. Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография / С.Н. Чистякова, Н.Д. Подуфалов, Е.Н. Геворкян. — Москва: Экон-Инфор, 2019. — 203 с. URL: https://www.elibrary.ru/yxyxrr
- Shi J., Abbott C. (). Action learning helps talent development and problem solving in Chinese companies // Action Learning: Research and Practice. 2023. Vol. 20(3). P. 292–298. DOI: 10.1080/14767333.2023.2264028
- Viñuela Y., González-Rodríguez D., Vidal J. University guidance actions linked to student diversity// Educación XXI, 2024. Vol. 27(2). P.65-87. DOI: /10.5944/educxx1.38613
- Яркова Т.А. Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор: методология, опыт, перспективы: коллективная монография / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, В.В. Черкасов [и др.]. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. — 232 с. URL: https://www.elibrary.ru/mpbnoi
Библиографическая ссылка: Осипчукова Е.В., Зверева Т.В. Моделирование процесса профориентации в школе как залог успешной подготовки кадров в вузе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 671-687.