ISSN 2409-7616

Тома Ж.В., Чистякова С.В., Емелин В.Н., Кочеткова Е.Ф.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЯХ

УДК 378

Тома Ж.В.1 (Пенза, Россия) — mir-876@yandex.ru; Чистякова С.В.1 (Пенза, Россия) — chissv@mail.ru; Емелин В.Н.2 (Пенза, Россия) — emelin.v.n@pgau.ru; Кочеткова Е.Ф.1 (Пенза, Россия) — cocus@mail.ru

1Пензенский государственный университет

2Пензенский государственный аграрный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вызовы современной системы высшего образования, основанные на разрешении противоречий между необходимостью подготовки профессиональных кадров для будущего и сложившихся представлений о карьере у студентов. Однако многие требования, условия, риски, неопределенности, многофакторности реальности, проникая в сознание молодых людей, не всегда способствуют формированию устойчивой картины социального и профессионального бытия. Анализируя происходящие изменения, была установлена необходимость изучить мнение студентов-первокурсников по отношению к их месту и роли в будущей профессиональной деятельности. В качестве инструмента изучения был использован опросник «Профессиональная карьера современной молодежи». Для более результативного анализа полученных данных опроса студентов все вопросы были условно разделены на 2 группы: «Представления» и «Отношение». В работе на теоретическим уровне даётся оценка сделанных выборов студентов и определяется направленность профессионального воспитания личности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Анализируются тенденции и возможности управления процессом профессионального воспитания студентов. Результаты показали, что студенты демонстрируют установки на строительство своей карьеры и в качестве путей выбирают образование, профессиональное совершенствование, развитие практических навыков и т.д. При этом выявлены такие мнения (представления) студентов о путях строительства карьеры, которые мы воспринимаем как негативные (иногда неприемлемые), но именно они также являются индикаторами того, как студенты видят своей профессиональный путь и как они воспринимают значение образования на этом пути. Выявленные тенденции связаны с необходимостью в будущем определить и обосновать механизмы для реализации профессионального воспитания студентов в вузе.

Ключевые слова: студенты, вуз, профессиональное образование, профессиональное воспитание, самореализация, профессиональная карьера.

Список источников:

  1. Antonenko V., Begicheva O. L., Karpova I.V.  Social Attitudes to the Career Process of Students with Different Career Orientations. In: Ashmarina, S.I., Mantulenko, V.V. (eds) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 161. Springer, Cham DOI: 10.1007/978-3-030-60926-9_50
  2. Antonio A.A., Chiesa R. Exploring University Students’ Career Resources Profiles to Cope with Career Insecurity and Promote Employability // Social Sciences. 2024. Vol. 13(9). P. 455. DOI:10.3390/socsci13090455
  3. Грязнов С.А. Условия формирования и развития субъектной позиции студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-4 (76). С. 86-88. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-4-86-88
  4. Erickson J., Anderson J.B. Learning with the Community: Concepts and Models for Service-Learning in Teacher Education (1st ed.). — New York: Routledge. 1997. — 254 p.  DOI: 10.4324/9781003445715
  5. Eunbee K., Kyungran R. Effect of Female College Students’ Protean Career Attitude on Major Satisfaction // The Korean Society of Culture and Convergence. 2023. Vol. 45(7). P. 533-540. DOI:10.33645/cnc.2023.07.45.07.533
  6. Eunbin K. The Moderating Effect of Proactivity between Protean Career Attitude and Proactive Career Behavior of University Students // Korean Association for Learner-Centered Curriculum and Instruction. 2022. Vol. 22(20). P. 883-895. DOI:10.22251/jlcci.2022.22.20.883
  7. Kauser Sh., Ishaq M., Kausar S. Role of attitude in students’ career building, March // Pakistan Journal of Social Research. 2023. Vol. 05(01). P. 604-608. DOI: 10.52567/pjsr.v5i01.1383
  8. Korzh U.A. Current issues of career and employment of students // Актуальные исследования. 2024. № 19-2 (201). С. 6-9. URL: https://elibrary.ru/cnlgsz
  9. Кузнецов И.Б. Профессиональное воспитание специалиста посредством формирования компетенции ответственность // Специфика педагогического образования в регионах России. 2022. № 1 (15). С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/eaiyfe
  10. Kudinov S., Kudinov S., Mihailova O. [et al.] Different Self-Attitude Indicators in Students and Their Self-Realization in a University // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8(3). P. 47–59. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59
  11. Кудышева А.А., Аженов А.А.  Оценивание целей и мотивации студентов при планировании карьеры и принятии карьерных решений // Вестник торайгыров университета. Педагогическая серия. 2021. № 4. С. 315-325. URL: https://elibrary.ru/ibddxe
  12. Lan Zhang, Dong Joon Lee, Seung-Hyun Lim Influences of Major-satisfaction Levels and Borderless Career Attitudes of Physical Education College Students on Career Resilience Actions // Korean Association for Learner-Centered Curriculum and Instruction. 2024. Vol. 24(19). P. 581-593.
  13. Марков Д.И. Что такое идеальная работа и как на нее устроиться: карьера как форма успеха в представлениях студентов // Социальное пространство. 2021. Т.7, № 5. С. 3. URL: https://elibrary.ru/rfzktp
  14. Nilsson P.A., Ripmeester N. International Student Expectations: Career Opportunities and Employability // Journal of International Students. 2016. Vol. 6, Issue 2. P. 614-631. DOI: 10.32674/jis.v6i2.373
  15. Rodrigues R., Dias A. Influence of soft skills on career development: Exploring performance appraisal as a mediating mechanism // Problems and Perspectives in Management. 2024. Vol. 22(4). P. 14-24. DOI:10.21511/ppm.22(4).2024.02
  16. Славнова С.И. Особенности психологической готовности студентов к планированию профессиональной карьеры // Академическая публицистика. 2023. № 6-2. С. 307-312. URL: https://elibrary.ru/zthumi
  17. Fajian Liu, Qing He, Nan Wu Factors Influencing Students’ Career Intentions in the Hospitality and Tourism Industries: A Meta-Analysis // Behavioral Sciences. 2022. Vol. 12(12). P. 51. DOI:10.3390/bs12120517
  18. Ozturk U., Yildirim E. Attitudes Towards New Career Approaches among Working Students: A Comparative Analysis with Non-Student Employees // Marketing and Management of Innovations. 2024. Vol. 15(1). P. 41-55. DOI:10.21272/mmi.2024.1-04

Библиографическая ссылка: Тома Ж.В., Чистякова С.В., Емелин В.Н., Кочеткова Е.Ф. Направленность профессионального воспитания студентов на основе их представлений о карьерных ожиданиях // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 570-580.