Васильева Г.М.
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКАЯ ТОПИКА «ПРОСВЕЩЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ»: ИСТОРИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УДК 37.01
Васильева Г.М.1 (Новосибирск, Россия) — vasileva_g.m@mail.ru
1Новосибирский государственный университет экономики и управления
Аннотация. В статье исследуются дефиницитарные основы «просвещения» и «воспитания» в разных культурах, их соотношение с близкими по смыслу понятиями. Изучаются универсальные элементы человеческого опыта: педагогика, просвещение как сфера человеческого духа, воспитательный императив в гуманистической традиции разных стран. Актуальность проблемы связана с тем, что необходимо совершенствовать педагогическую систему, способную противостоять этно- и ксенофобии, формировать у человека навыки сотрудничества с представителями других национальностей, рас, культур и вероисповеданий. С одной стороны, нужно сохранить своеобразие этнокультур, с другой, – адаптировать их к процессам интеграции, интернационализации. Методологическую базу исследования составляют наблюдение, принцип системного анализа, описательный и компаративный методы. Решению проблемы способствует поликультурное просвещение. Изучение ключевых для мышления понятий требует обращения к сопоставительной семантике различных культур. Интерпретация идей в прошлом и настоящем позволяет изучать ценностные аспекты динамичной образовательной практики. Рассматриваются сочинения Г.В. Лейбница, Г.Э. Лессинга, В. фон Гумбольдта И. фон Гете, восточных мыслителей, посвященные образованию в контексте жизненных смыслов человека, этнокультурным и этноинтегрирующим ценностям. Обобщающие труды мыслителей играли роль в организации «образовательных сообществ. В XXI веке обновляется парадигма, изменяется отношение к целям и методам преподавания. Современная социокультурная реальность связана с массмедиа-технологиями, визуальными практиками. Мультимедийные ресурсы для создания онлайн-мероприятий, совершенствование медиа-контента (веб-сайты, презентации) усиливают интерактивность. При этом сохраняется значение книжно-письменной культуры, роль университетской библиотеки как культурно-исторического типа, ее просветительские функции. Мнемологическая семантика просвещения предыдущих поколений, актуализация смыслов обеспечивает социальную преемственность, сохранение традиций в образовательно-просветительском процессе.
Ключевые слова: просветительство, самосознание личности, европейские мыслители, конфуцианский канон, образы «хороших учителей», транснациональное образование.
Список источников:
- Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни / пер. с итал. А.Л. Зорина. — СПб.: Алетейя, 1998. — 305 с.
- Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / пер. с англ. Л. Плосак. — М.: МИФ, 2024. — 480 с.
- Аль-Янан Е.К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 1-10.
- Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии. 1809, 1813 // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. — М.: Мысль, 1970. Т. 1. — С. 395–416. (Философское наследие. Т. 49).
- Гёте И.В. фон. Избранные сочинения по естествознанию. — Л.: АН СССР, 1957. — 553 с.
- Гришина Т.А. Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения // Научный альманах. 2021. № 8-1 (82). С. 13-22. URL: https://www.elibrary.ru/emxiqu
- Клипакова Д.М. Ценность педагогического дискурса в современной образовательной среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. С. 178-190. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.15
- Лейбниц Г.В. О словах / пер. с франц. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 96 с.
- Манн Т.ПутьГете как писателя // Манн Т. Собр. соч.: в 10 т.: / пер. с нем., под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова. — М.: Гослитиздат, 1961. Т. 10: Статьи 1929-1955. — С. 73–101.
- Саркисова И.В. К вопросу о сущности понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-5. С. 24–27. URL: https://www.elibrary.ru/edgdnf
- Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни / пер. с нем. Н.С. Ман. М.: Худож. лит., 1986. 687 с.
- Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т 10, № 5. URL: https://www.elibrary.ru/dysnjm
- Durbas M. Knowledge and Technology Transfer in the Age of Enlightenment: The Scientific Correspondence between Franciszek Bieliński (1683–1766) and Henri Louis Duhamel du Monceau (1700–1782) // Acta Baltica historiae et philosophiae scientiarum. 2020. Vol. 08, No 2. P. 128–143. DOI:10.11590/abhps.2020.2.08
- Goethe I.W. von. Werke: in 14 Bde. / textkritisch durchgesehen und kommentiert von E. Trunz. — München: C.H. Beck Verlag, 1989. Bd. 1. Gedichte und Epen.
- Gurlitt L. Erziehung zur Mannhaftigkeit. — Washington: Good Press, 2020. — 340 p.
- Kaufmann S. Heidegger liest Goethe. Ein vielstimmiges «Zwiegespräch» (1910–1976). Mit einer Stellenkonkordanz zu Goethe in der Heidegger-Gesamtausgabe. — Heidelberg: Winter Verlag, 2019. — 100 p.
- Kein Sonnenstrahl geht verloren. Worte Albert Schweitzers. Frieburg im Breslau: Hyperion Verlag, 1957. — 114 p.
- Luijkx R., Reeskens T., Sieben I. Reflections on European Values: Honouring Loek Halman’s Contribution to the European Values Study. — Tilburg: Tilburg University Open Press, 2022. DOI:10.26116/09eq-y488
- Stenger J.R. Education in Late Antiquity. Challenges, Dynamism and Reinterpretation, 300–550 CE. — New York: Oxford univ. press, 2022. — 336 р. ISBN: 978-0-19-886978-8.
Библиографическая ссылка: Васильева Г.М. Культурфилософская топика «Просвещение, воспитание»: история и преемственность в мировом образовательном процессе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 557-569.