ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Самойлова А.Н.

ДИСКУРСИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

УДК 378

Быкасова Л.В.1 (Таганрог, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Самойлова А.Н.2 (Ростов-на-Дону, Россия) — s_a_n_l@mail.ru

1Южный федеральный университет

2Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. С позиции синергетического, системного и индуктивного подходов в статье предпринята попытка выявления значения коммуникации в процессе обучения и воспитания современных специалистов homo informaticus – в высшей школе, для чего феномен коммуникации рассматривается авторами в дискурсивной линейке: интенциональность, перформативность, медийность, что позволяет решить несколько задач: определить роль сформированности коммуникативных навыков субъекта современного образования; выявить факторы, влияющие на успешность коммуникативного процесса в системах  субъект-субъект, субъект-объект, объект-объект; обозначить влияние социального и культурного контекста, дискурсивности образовательных практик на формирование коммуникации. Рассмотрение дискурсивности феномена современной коммуникации способствует рефлексии культурного суверенитета, транспарентности интегративного взаимодействия субъектов и комьюнити отечественного образования, оцениваемых как опционально, так и коллективно, что позволяет выявить многолинейное развитие феномена посредством анализа педагогических и психологических коррелят, а также установить тех интересантов, чьи идеи и смыслы манифестируют динамику  инициатив в коммуникации: транслируют плюрализм мнений; формируют идеологические ориентиры в социализации современной молодежи. Фокус исследования авторов направлен на типологический анализ концептов, вводимых в канву научного исследования, что констатирует объективность основных тезисов, изложенных в статье и их верификацию, указывает на возрастающий уровень когнитивной сложности образовательных практик, масштабирует информационный след субъекта современного образования, ориентированного гаптически, эмоционально и визуально-наглядно, имеющего отличные от существующих в социуме жизненные ориентиры, мировоззрение, идеалы, стремящегося выбрать свой собственный путь развития в профессиональной сфере, социальной и культурной жизни.

Ключевые слова: культура, социализация, коммуникация, образование субъекта, интенциональность, перформативность, медийность.

Список источников:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://elibrary.ru/vtsred
  2. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития высшего образования в России // Мир образования, 2016. № 5. C. 1-14. URL: https://elibrary.ru/umfyej
  3. Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Сетевое взаимодействие: per sspera // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 114-122. DOI: 10.24412/2308-717X-2021-2-114-122
  4. Варжавин А.А. Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 78-87. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.07
  5. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник московского университета. 2022. № 4. С. 4-17. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-4-17
  6. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Проблемы выхода выпускников вуза на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7 (151). С. 93-112. URL: https://elibrary.ru/teilrs
  7. Выготский, Л. С.  Психология развития. – Москва: Юрайт, 2023. — 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7
  8. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  9. Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 63-69. DOI: 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
  10. Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 5. С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/qyfnls
  11. Домрачева С.А. Экспертиза проектов как инновационный метод оценивания профессиональных компетенций студентов // Преподаватель XXI век. 2020. № 2 (1).  С. 66-73. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-66-73
  12. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.18
  13. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72-80. DOI: 10.54509/22203036_2022_2_72
  14. Сериков В.В. Педагогические исследования: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 4-23. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23
  15. Строгац С. Ритм вселенной. Как из хаоса возникает порядок в природе и в повседневной жизни. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.- 384 с. ISBN: 978-5-00100-388-5
  16. Белова Е.Н. Сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1 (65). С. 5-11. DOI: 10.17223/16095944/65/1
  17. Bykasova L., Podbereznyi V., Petrushenko S. [et al. ] Education subject as a synthesis of cognitive practices. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. SCTCMG, 2019. — P.  569-576. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.77
  18. Gabdulchakov V.F. The Problems of Language Personality Formation in Russia // Procedia–Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 146. P. 158-162. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.104
  19. Gibson D., Broadley T., Downie J. [et al.] Evolving Learning Paradigms: Re-Setting Baselines and Collection Methods of Information and Communication Technology in Education Statistics // Educational Technology & Society. 2018. No. 21 (2). P. 62–73.
  20. Kulik A.A., Lazareva P.V., Ippolitova N.V. [et al.] Competency-based approach and competencies in higher education: a theoretical review // Educational Psychology Practices in Europe and the Middle East.  2020. Vol. 8(2). P. 645-651. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE2.645
  21. Valkenburg P., Junge C., Dekovich M. [et al.] The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development // Developmental cognitive neuroscience. 2020. No. 45. P. 1-11. DOI: 10.1016/j.dcn.2020.100861

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Дискурсивность современной коммуникации // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.141-153.