Кайтукова З.Х., Малиева З.К.
МОДЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
УДК 371
Кайтукова З.Х.1 (Москва, Россия) — ikaitukova@mail.ru; Малиева З.К.2 (Владикавказ, Россия) — zkmal@yandex.ru
1Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. В статье приводится описание педагогической модели, включающей структурные элементы, каждый из которых наполнен содержанием, соответствующим основной цели – созданию условий для успешной актуализации творческого потенциала учащихся старших классов. Динамика преобразований в информационной, социально-культурной и технологической областях жизни цивилизованных социумов ориентирует систему высшего и среднего образования на целенаправленное создание условий, необходимых для подготовки обучающихся, открытых новому. Обозначена проблема исследования: каковы параметры педагогической деятельности, обеспечивающей актуализацию творческого потенциала личности старшеклассников во взаимодействии школы и вуза. Новизна исследования заключается в том, что выявлены структурные компоненты организационно-процессуальный модели творческого потенциала личности старшеклассников на базе применения методов моделирования, обобщения, анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Автор приходит к выводу о том, что модель актуализации творческого потенциала личности старшеклассников во взаимодействии школы и вуза включает целевой, персонологический, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, диагностический блоки, каждый из которых наполнен содержанием, соответствующим основной цели – актуализации творческого потенциала учащихся старших классов. Реализация модели осуществляется через создание интегративной эвристической образовательной среды, построенной на основе системного, деятельностного, средового, индивидуального, дифференцированного подходов позволяет успешно актуализировать творческий потенциал обучающихся, развить гибкость и оригинальность мышления, аналитические навыки, воображение, открытость к новым идеям, стремление к саморазвитию.
Ключевые слова: модель, творческий потенциал, целевой компонент модели, диагностический компонент модели, теоретический компонент, уровни творческого потенциала.
Список источников:
- Догадова А.И. Теоретико-методологические основы процесса формирования и развития творческих способностей обучающихся // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2022. № 1. С. 62-64. URL: https://www.elibrary.ru/eybqwc
- Канюк А.С., Преснов С.С., Новиков А.В. [и др.] Формирование творческих способностей обучающихся // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 1-1. С. 277-284. URL: https://www.elibrary.ru/twtjhq
- Кайтукова З.Х., Лапшина Д.В. Творческий потенциал студентов педвуза различных специальностей и уровней обучения / В сборнике научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». – М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2019. — С. 203-206. URL: https://www.elibrary.ru/gnpckc
- Михеева Е.П. Функциональные возможности активизации творческой мотивации в процессе учебного проектирования // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 321-325. URL: https://www.elibrary.ru/djhedt
- Некрасов А.С. Материальные и духовные факторы формирования и реализации творческого потенциала человека // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8, № 6. С. 5-12. URL: https://www.elibrary.ru/fxbbkl
- Перерва О.Ю., Сайдаль Н.В., Нагибина Н.П. Методы и приемы развития творческих способностей личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13, № 2 (52). С. 32-39. URL: https://www.elibrary.ru/uqinvl
- Сырова Н.В., Замураева М.А., Шушканова Е.А. Педагогические условия формирования творческих способностей обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 206-209. URL: https://www.elibrary.ru/pyahpz
- Филиппова Т.В. Взаимодействие в области проектной и научно-исследовательской деятельности школы и вуза // Профильная школа. 2020. Т. 8, № 3. С. 49-53. URL: https://www.elibrary.ru/pyahpz
- Djurakulova A.X. Development of creative abilities of younger students in mathematics lessons // Научные горизонты. 2019. № 2 (18). С. 42-46. URL: https://www.elibrary.ru/yyhcrn
- Goulet-Pelletier J.Ch., Gaudreau P., Cousineau D. Do students motivated to learn have better creative abilities? // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 106. P. 102327. URL: https://www.elibrary.ru/taezvb
- Mirsoatova L. Use of innovative methods in the development of students’ creative abilities // Current Research Journal of Pedagogics. 2022. Vol. 03, No. 1. P. 45-49. URL: https://www.elibrary.ru/xrmped
- Petrova N.S., Zimina E.K., Syrova N.V. [et al.] Exploring the effect of art therapy on the development of students’ creative abilities // Ad Alta. 2021. Vol. 11, No. 2 S23. P. 12-25. URL: https://www.elibrary.ru/axesux
- Shudrikova A.S. Students’ creative abilities formation in the learning process / Experientia est optima magistra. International collection of scientific papers. Belgorod, 2023. — P. 258-264. URL: https://www.elibrary.ru/miqgdw
- Susetyarini E., Nurohman E., Husamah H. Analysis of students’ collaborative, communication, critical thinking, and creative abilities through problem-based learning // Jurnal Penelitian dan Pengkajian Ilmu Pendidikan: e-Saintika. 2022. Vol. 6, No. 1. P. 33-42. DOI: 10.36312/esaintika.v6i1.584
- Viyevska M.H. Development of students ‘creative abilities through the imitation-game approach to training organizations // Educational Dimension. 2022. Vol. 3. P. 8-17. URL: https://www.elibrary.ru/oooztt
Библиографическая ссылка: Кайтукова З.Х., Малиева З.К. Модель актуализации творческого потенциала старшеклассников // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.125-132.