Тринадцатко О.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ
УДК 378.4
Тринадцатко О.А.1 (Хабаровск, Россия) — olga.demidko@yandex.ru
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается многообразие подходов к понятию «мировоззрение», а также приводятся понятия «педагогическое мировоззрение», «профессиональное мировоззрение» и профессионально-педагогическое мировоззрение. Автор приводит факторы влияния мировоззрения на личность, в том числе, будущих педагогов: понимание себя и других людей, развитие критического мышления, ориентация в мире, взаимодействие с обществом и делает вывод о целостной природе мировоззрения. Автор статьи концентрирует внимание на том, что «педагогическое мировоззрение» лежит в основе профессиональной деятельности современного педагога, приводя анализ научных трудов различных ученых. Также в данной статье приводится анализ аспектов педагогического мировоззрения: философские, социологические, психологические, педагогические. Автор определяет понятие «профессиональное мировоззрение» и делает вывод о неразрывности двух понятий «педагогическое мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение. Также в статье подчеркивается, что в основе профессионально-педагогического мировоззрения находится система идей, взглядов, ценностей, принципов, убеждений, которые формируя профессиональное мировоззрение будущего педагога, оказывают влияние и на его практическую на его деятельность. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения требует от будущих педагогов постоянного саморазвития, открытости новым знаниям и идеям. Профессионально-педагогическое мировоззрение, как определяется автором, влияет на выбор методов и подходов к обучению и воспитанию, на способность педагога успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям современной системы образования, а также на его способность мотивировать и вдохновлять обучающихся. Автором подчеркивается важность формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущих педагогов и приводятся его функции. Статья представляет собой системный взгляд на феномен профессионально-педагогического мировоззрения как на показатель эффективности педагогической деятельности.
Ключевые слова: мировоззрение, педагогическое мировоззрение, профессиональное мировоззрение, профессионально-педагогическое мировоззрение, личность, будущие педагоги.
Список источников:
- Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7-9. URL: https://elibrary.ru/tkrnup
- Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В Формирование педагогического мировоззрения у обучающихся психолого-педагогического класса // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2(52). С. 48-50. URL: https://elibrary.ru/fixtrc
- Ашманис М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. — Рига: Зинатне, 1977. — 118 с.
- Бажов С.И. Философия, наука, мировоззрение // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12. URL: https://elibrary.ru/rsdtod
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя: монография. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 258 с.
- Востриков И.В. Идейно-политическая доминанта мировоззрения: диссертация … кандидата философских наук. — Воронеж, 1987. — 160 с.
- Герасимов Г.И. История и мировоззрение // Социально-политические науки. 2017. № 4. С. 160-163. URL: https://elibrary.ru/zfdinp
- Горбунова Н.В., Горшкова М.А. Формирование педагогического мировоззрения будущих учителей на основе антропологического подхода // Гуманитарные науки. 2020. №1 (49). С. 78-83. URL: https://elibrary.ru/ziuhiu
- Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации: монография. — Санкт-Петербург, 1994. — 86 с.
- Железнова Т.Я. Педагогическое мировоззрение как основа становления профессиональной компетентности будущего учителя // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 4-11. URL: https://elibrary.ru/rfmgft
- Иткулова Л.А. Мировоззрение как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 209-211. URL: https://elibrary.ru/uyjujh
- Касьян A.A. Математическое знание как мировоззренческое явление: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. — Н. Новгород, 1991. — 338 с.
- Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека: (философия, психология и стиль мышления гуманизма). — Москва: Логос; Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. — 353 с.
- Леонтьев Д.А. Мировоззрение // Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 152. URL: https://elibrary.ru/vqxhvl
- Лопушенко А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающегося // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 4 (44). С. 186-191. URL: https://elibrary.ru/lbdvet
- «Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин» / сост. Белозеровов М.Н. — М.: МГУ, 1995. — 137 с.
- Моносзон Э.И., Рогова Р.М. Формирование научного мировоззрения учащихся. — М.: Педагогика, 1985. — 231 с.
- Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 6. С. 20-23. URL: https://elibrary.ru/jjsjft
- Павлова А.Ю. О сложностях определения мировоззрения // Челябинский гуманитарий. 2010. № 4 (13). С. 90-95. URL: https://elibrary.ru/nurfut
- Пискунова Е.Н., Репина Ю.Я. Характеристика и структура понятия «мировоззрение» // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2016. № 3(11). С. 177-180. URL: https://elibrary.ru/yhchoz
- Пуленко Н.И. Мировоззрение // Общество и право. 2007. № 2 (16). С. 99-103. URL: https://elibrary.ru/qalsjf
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1970. — 569 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. Ч. 1. Ввведение: философия и жизнь. — СПб.: СПбГУ, 1997. — 224 с.
- Семак В.В. Формирование понятия «Профессиональное мировоззрение личности» как теоретическая проблема: генезис и современное состояние // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 232-234. URL: https://elibrary.ru/gvchnl
- Семенов Г.В., Тимофеев С.А., Федотова О.Д. Профессиональное мировоззрение как практическая задача и тема научного дискурса: особенности теоретических подходов в зарубежной педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т 8, № 1. С. 14. URL: https://elibrary.ru/lutkup
- Слободчиков В.И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 100-108. URL: https://elibrary.ru/vusash
- Тестов В.А. Педагогическое мировоззрение и современная научная картина мира // Педагогика. 2011. № 7. С. 34-42. URL: https://elibrary.ru/ogaviz
- Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. — М., 2005. — 638 с.
- Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева Д.А. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 247-250. URL: https://elibrary.ru/haoctr
- Чепуренко Г.П., Панова Н.В. Смыслы профессиональной деятельности в личностном развитии педагога // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 3, № 1. С. 131-140. URL: https://elibrary.ru/pyowsv
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
- Ярмакеев И.Э. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя в процессе изучения общих основ педагогики // Вестник ТГГПУ. 2017. № 4 (50). С. 214-218. URL: https://elibrary.ru/ylsitf
Библиографическая ссылка: Тринадцатко О.А. Профессионально-педагогическое мировоззрение будущих педагогов: концептуализация понятия // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 74-90.