Сидоренко О.И.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
УДК 378.126
Сидоренко О.И.1 (Луганск, Россия) — sidorenko.oksana88@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования у будущих учителей иностранного языка межкультурной коммуникативной компетентности, которая рассматривается как смыслообразующая в деятельности этих специалистов. Автором одним способов формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка определена научно-исследовательская деятельность. При этом указано на недостаток в педагогической науке и практике исследований данной проблемы. Это конкретизирует цель исследования, связанную с обоснованием теоретических оснований научно-исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка и целесообразности ее использования в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетентности. В своем исследовании автор опирается на методологию системно-деятельностного, межкультурного, коммуникативного и личностно-ориентированного подходов. Учитывая существующие научные наработки и результаты собственного научного поиска, автором определено понятийное поле исследования. Приведено авторское определение понятий «научная деятельность педагога», «исследовательская деятельность педагога», «научно-исследовательская деятельность педагога», «научно-исследовательская деятельность студентов», «научно-исследовательская деятельность будущих учителей иностранного языка» и охарактеризована их сущность. Организацию и содержательное наполнение научно-исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетентности автор связывает со спецификой их профессиональной подготовки и межкультурного контекста обучения, задач будущей профессиональной деятельности, сущности межкультурной коммуникативной компетентности. Это позволило выделить особенности организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка. Особое внимание автор уделил наиболее эффективным методикам проведения научно-исследовательской работы будущих учителей иностранного языка, к которым отнесены IBLL-технология, кейс-технология и технология «Перевернутый класс». Указано на целесообразность использования поисковых, исследовательских, ситуационных, проблемных, проектных заданий межкультурного содержания с опорой на лингвистические методы решения межкультурных проблем.
Ключевые слова: будущие учителя иностранного языка, научная деятельность педагога, исследовательская деятельность педагога, научно-исследовательская деятельность педагога, научно-исследовательская деятельность студентов, научно-исследовательская деятельность будущих учителей иностранного языка, межкультурная коммуникативная компетентности будущих учителей иностранного языка.
Список источников:
- Сидоренко О.И., Марфина Ж. В. Структура и сущность межкультурной коммуникативной компетентности учителя иностранных языков // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (38). С. 163–168. DOI: 10.36809/2309-9380-2023-38-163-168.
- Михайлов О.В. Что есть научная деятельность и как ее оценивать // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2016. № 2 (32). С. 31–60. URL: https://www.elibrary.ru/yrcedt
- Никулина Е.В. Публикационная деятельность учителя как ориентир научно-исследовательской компетентности в системе непрерывного педагогического образования // Научный редактор и издатель. 2020. Т. 5, № 1. С. 22–28. DOI: 10.24069/2542-0267-2020-1-22-28
- Ашкинова Л.П. Научно-исследовательская деятельность педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 23–26. URL: https://www.elibrary.ru/ppmcee
- Гончарова Н.А., Медведев А.В. Роль проектно-исследовательской деятельности обучающихся СПО на занятиях по иностранному языку в формировании межкультурной коммуникативной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 96–968. DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-4-961-968
- Миронов А.В. Исследовательская деятельность основа развития творческой личности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 1. С. 383-386. URL: https://www.elibrary.ru/mvsxkz
- Dunn R. Teacher Inquiry: Towards a typology of a teacher’s inquiry disposition // Professional Development in Education. 2021. Vol. 49. No. 5. P. 884–898. DOI: 10.1080/19415257.2021.1879219
- Kurbanazarov I.T. The development model of learning competency of future teachers // Science and Innovation. 2024. Vol. 3, No. 7. P. 150–156. DOI: 10.5281/zenodo.13167975
- Коновалов А.А., Лыжин А.И. Содержание исследовательской деятельности педагогов профессионального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, №. 2. C. 218–227. DOI: 10.32343/2409-5052-2024-18-2-218-227
- Broadfood P. Teaching and the Challenge of Change: educational research in relation to teacher education // European Journal of Teacher Education. 1992. Vol. 15, No. 1–2. P. 45–53. DOI: 10.1080/0261976920150107
- Elliot J. Reconstructing Teacher Education / J. Elliot. – London: Farmer Press, 1993. – 288 p. DOI: 10.4324/9780203126066
- Fullan M. Teacher Development and Education Change / M. Fullan, A. Hargreaves. – New York: Falmer Press, 1992. – 264 p. DOI: 10.4324/9781315870700
- Schon D.A. Educating the Reflective Practitioner. Towards a New Design for Teaching and Learning in Professions / D. A. Schon. – London: Jossey Bass, 1987. – 355 p. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:144875090
- Шакуто Е.А., Кузнецова И.Ю. Проектно-целевой подход к управлению научно-методической и научно-исследовательской деятельностью педагогов базовой кафедры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 3. С. 85–89. URL: https://www.elibrary.ru/gbgybk
- Бердичевский А.Л. Профессиограмма современного учителя иностранного языка / А. Л. Бердичевски, Е. Г. Тарева, Н. В. Языкова. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 48 с. URL: https://www.elibrary.ru/brmphl
- Новоселов М.Н., Новоселова С.Н. Комплекс упражнений как средство формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции студентов магистратуры // Вестн. Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 2. С. 157–168. URL: https://www.elibrary.ru/XTBBSX
- Столярова И.Н. Моделирование исследовательской деятельности будущего учителя иностранного языка в рамках производственной практики «научно-исследовательская работа» // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN223.pdf
- Каменева Е.В. Научно-исследовательская деятельность в аспекте оптимизации преподавания иностранного языка как фактор повышения качества подготовки специалистов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (13). C. 76–78. URL: http://www.elibrary.ru/ouxdzj
- Ершова О.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 529-532. URL: https://www.elibrary.ru/xaanbh
- Маркова Н.Г., Тимофеев И.И. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования исследовательской компетентности // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-2(45). С. 137–140. URL: http://elibrary.ru/bahauy
- Айданова Ю.Ф. Филатова Е.А. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих учителей средствами иностранного языка // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2024. № 2 (43). С. 149–152. DOI: 10.36809/2309-9380-2024-43-149-152
- Матиенко А.В. Особенности научно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: Сборник научных трудов. Т. 4, – Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2021. – С. 329–340. URL: http://www.elibrary/hdgnte
- Галинская Т.Н. Опыт организации исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–2. С. 87–89. URL: http://www.elibrary/yapsyz
- Сидоренко О.И. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка средствами интерактивных технологий // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17, № 4. С. 73–81. DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-4-73-81
Библиографическая ссылка: Сидоренко О.И. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 40-52.