ISSN 2409-7616

Квитковская А.А., Мосиенко Л.В., Кувакина Е.С.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 378

Квитковская А.А.1 (Москва, Россия) — kvitkovskajaAA@rgsu.net; Мосиенко Л.В.1 (Москва, Россия) — mosienkoLV@rgsu.net; Кувакина Е.С.2 (Москва, Россия) — lena_kuvakina@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

2Колледж архитектуры и строительства № 7

Аннотация. В условиях трансформации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития, что тесно связано с гражданской позицией молодежи. Сделать гражданскую позицию адекватной современным требованиям одна из важных задач органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной, и законодательной. Определением термина «гражданская позиция» занимались многие авторы, что позволяет трактовать это понятие как многозначное, существующее на стыке разных научных дисциплин. В статье рассматривается проблема развития гражданской позиции студентов технического колледжа в процессе профессиональной подготовки. Цель статьи — описать содержание и структуру модели развития гражданской позиции студентов технического колледжа. С этой целью в статье уточнено понятие «гражданская позиция студентов технического колледжа», под которым понимаем качественную интегративную характеристику личности, проявляющуюся в повседневном общении и взаимодействии с окружающими людьми, социальным миром с учетом принятых смыслов, ценностей, стереотипов и норм российского общества, в соответствии с потребностями будущей профессиональной деятельности. Определены место и роль СПО в развитии гражданской позиции студентов технического колледжа. Данный процесс представлен в виде графической модели, описаны ее содержание и структура. 

Ключевые слова: процесс профессиональной подготовки, технический колледж, гражданская позиция, развитие, модель.

Список источников:     

  1. Влияние интернет-ресурсов на гражданскую позицию современной российской молодежи: монография / Бирин В.Н., Зеленеева Г.С., Мартыненко А.В. и др.; ответственный редактор Омаров М.А.  — М.: РГГУ, 2022. — 365 с. DOI: 10.28995/978-5-7281-3195-3
  2. Глущенко О.П. Анализ подходов к определению понятия «гражданская позиция» // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 152-156. URL: https://www.elibrary.ru/izxxge
  3. Джилкишиева М.С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4. С. 49-52. URL: https://www.elibrary.ru/vsedot
  4. Домбек С.О., Лебедева Н.В. Понимание гражданской позиции будущими педагогами // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 381-387. URL: https://www.elibrary.ru/tcfcpl
  5. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 439 с. URL:  https://www.elibrary.ru/qybznp
  6. Кокорева О.Г., Кисельникова С.В. Формирование компетентности и активной гражданской позиции современной молодежи: монография / О. Г. Кокорева, С. В. Кисельникова; М-во образования и науки Российской Федерации. — Москва: Компания Спутник+, 2006. — 162 с. URL: https://www.elibrary.ru/qybznp
  7. Мартыненко Е.В. Гражданская позиция: к проблеме определения понятия, структурные компоненты, социальная роль // Theories and Problems of Political Studies. 2019, Vol. 8, Issue 5А. P. 108-115. DOI: 10.34670/AR.2019.44.5.012
  8. Ольховая Т.А., Гаврилова Н.А. Становление гражданской позиции студентов университета: монография. — Оренбург: Университет, 2017. — 191 с. URL: https://www.elibrary.ru/zfxudd
  9. Орлова В.В. Государственная молодежная политика и гражданская позиция // ЦИТИСЭ. 2017. № 3 (12).  URL: https://www.elibrary.ru/zxynkj
  10. Плотникова Е.Ю. Формирование гражданской позиции обучающихся из гетерогенных групп в колледже: монография / Е. Ю. Плотникова; Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования». — Рязань: Рязанский ин-т развития образования, 2020. — 246 с.
  11. Рязанова М.П. Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (34). С. 164-166.
  12. Сапронов В.А.  Классификация моделей в педагогике // Педагогика и просвещение.  2024. № 1.  С. 84-100. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.1.40102
  13. Широкова Е.В., Вострокнутов И.Е., Луканкин А.Г. [et al.] Моделирование системы проектной деятельности студентов-педагогов на основе нечеткой когнитивной карты // Педагогическая информатика. 2023. № 2. С. 161-177. URL: https://www.elibrary.ru/dlbiei
  14. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139–143. URL: https://www.elibrary.ru/pvqxaj
  15. Попов В.И., Михайлов А.Г. Анализ факторов, влияющих на развитие патриотизма учащейся молодежи // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2024. № 1. С. 17-20. URL: https://www.elibrary.ru/vxbqua

Библиографическая ссылка: Квитковская А.А., Мосиенко Л.В., Кувакина Е.С. Модель развития гражданской позиции студентов технического колледжа в процессе профессиональной подготовки // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 475-486.