ISSN 2409-7616

Лысенко Н.И., Давыдова Ю.А.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ВЬЕТНАМА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Лысенко Н.И.1 (Москва, Россия) — nlysenkon@mail.ru; Давыдова Ю.А.2 (Москва, Россия) — ylkadav@mail.ru

1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В современных условиях глобальной турбулентности очень важным представляется укрепление партнерских отношений со странами, которые исторически сотрудничали с Россией. Образование выступает институтом, который способствует популяризации русского языка и русской культуры и формирует лояльное отношение к нашей стране. В данной работе проведен анализ направлений сотрудничества России и Вьетнама в сфере образования. На основе авторского исследования, проведенного в мае 2024 г, во Вьетнаме, рассматривается отношение вьетнамской молодежи к получению образования в России. Новизна исследования заключается в рассмотрении причин получения российского образования в среде вьетнамской молодежи, а также оценке мероприятий, проводимых Россотрудничеством в гуманитарной сфере. Результаты исследования, проведенного в формате онлайн-анкетирования, показывают, что, российское образование привлекает значительное число вьетнамской молодежи, но при этом следует отметить, что в большей степени на него нацелены жители северных провинций Вьетнама. Анализ данных выявил, что основными причинами, по которым молодые люди выбирают учебу в России, являются возможность бесплатного обучения по выделенной квоте, наличие родственников и друзей, проживающих в нашей стране, а также интерес к российской культуре. Важно отметить также, что несмотря на тот факт, что Россотрудничество является основным институтом, через который осуществляется образовательная миграция между нашими странами, только каждый десятый респондент назвал его в качестве организации, которая способствует развитию сотрудничества в образовательной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вьетнамская молодежь недостаточно знает каналы коммуникации, способствующие получению образования в России. Авторы делают вывод о том, что сотрудничество России и Вьетнама в сфере образования имеет большой потенциал.

Ключевые слова: Россотрудничество, сотрудничество в образовательной сфере, высшее образование, образовательная миграция, Вьетнам, молодежь.

Список источников:

  1. Батанов А. Международное образование. С места события экспорт российского образования: мягкая сила vs жесткие барьеры // Аккредитация в образовании. 2020. № 2 (118). С. 14-21. URL: https://elibrary.ru/xibpwx
  2. Бохан А.С. Гуманитарная политика России на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2021. Т. 8, № 1. С. 152-162.  DOI: 10.24975/2313-8920-2021-8-1-152-162
  3. Вишницкая Е. Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры // Аккредитация в образовании. 2021. № 3 (127). С. 58-60. URL: https://elibrary.ru/fiznbn
  4. Забайкалов А.П. Некоторые аспекты продвижения онлайн-обучения как механизма экспорта российского образования // Вопросы экономики и права. 2021. № 161. С. 28-31. DOI: 10.14451/2.161.28
  5. Золотухина Ю.И. Публичная дипломатия онлайн: опыт Россотрудничества в период пандемии коронавируса // Международные коммуникации. 2021. № 1-2 (17). URL: https://elibrary.ru/rlbxkq
  6. Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В. Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 190-200. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.190-200
  7. Каргаполова Е.В., Немчинов В.М. О незападном образе восприятия неосязаемого капитала выпускниками. Что могло бы измениться в высшем образовании // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 56-64. DOI: 10.51944/20738498_2023_2_56
  8. Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г. [и др.] Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы // Вопросы управления.  2022.  №3.  С. 60-76. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75
  9. Савельчев Л.А. Высшее образование как ресурс «мягкой силы» россии в новых геополитических условиях. Часть 2: практический кейс // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2023. Т. 9. № 4 (24). С. 79-91. URL: https://elibrary.ru/mpiyep
  10. Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г. Демографический потенциал стран Юго-Восточной Азии в контексте образовательной политики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22 (1). С. 23–30. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-1-23-30
  11. Образование в России для иностранцев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://education-in-russia.com/ (Дата обращения: 26.04.2024)
  12. «Российский учитель за рубежом»: проект Министерства просвещения РФ: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://interdomivanovo.ru/rossiyskiy-uchitel-za-rubezhom1/kandidatam/ (Дата обращения: 26.04.2024)
  13. Россотрудничество: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rs.gov.ru/activities/ (Дата обращения: 26.04.2024)
  14. Клебанова А.А. Основные направления совершенствования российской стратегии экспорта образования в условиях актуальных социально-экономических вызовов // Инновации и инвестиции. 2024. № 6. С. 267-269. URL: https://www.elibrary.ru/dcftbq
  15. Коряковцев С.П., Кузнецова С.О. Экспорт российского образования в механизме «Мягкой силы» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 11. С. 68-74. DOI: 10.20339/AM.11-23.068

Библиографическая ссылка: Лысенко Н.И., Давыдова Ю.А. Сотрудничество России и Вьетнама в сфере высшего образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 357-369.