Парсиева Л.К., Тавасиева А.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
Парсиева Л.К.1 (Владикавказ, Россия) — kesaevz@bk.ru; Тавасиева А.Г.1 (Владикавказ, Россия) — alsigur@mail.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса формирования этнокультурной компетентности обучающихся в условиях современного информационного общества, когда стремительные преобразования во всех государственных структурах, особенно в системе образования. Согласно новым государственным образовательным стандартам, Федеральному закону «Об образовании в РФ», а также «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», одним из приоритетных задач государственной образовательной политики выступает воспитание молодого поколения, ориентированного на этнокультурные ценности, готового к осмысленному признанию культуры и традиций разных народов. В статье авторами доказывается тезис о том, что исследование проблемы, связанной с этнокультурным образованием, с методами и способами его совершенствования, представляет актуальный научно-педагогический интерес, в связи с чем зародилась необходимость сохранения и укрепления прогрессивных национальных традиций своего народа, а также знакомства с традициями и обычаями других народов. Особенно актуальным сегодня становится проблема знакомства обучающихся с национально-культурными особенностями и формирования познавательного интереса к этническим традициям. Обладая этнокультурной компетентностью, молодые люди становятся активными, деятельными носителями гуманистических идей в области межкультурных и межэтнических взаимоотношений. Именно данная компетентность способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных различий, осознанному и уважительному отношению к нравственно-ценностным приоритетам других народов, формированию готовности проявлять свои индивидуальные качества в поликультурном обществе. В условиях среднего профессионального образования значимым средством формирования этнокультурной компетентности может служить тесное взаимодействие с национально-краеведческими музеями, а также с другими культурными центрами.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, обучающиеся, компетентность, компетенции, этнокультурная компетентность, воспитание.
Список источников:
- Александров С.А., Ахматьянова З.С. Формирование этнокультурной компетентности у обучающихся в полиэтническом образовательном пространстве // Современный ученый. 2019. № 2. С. 27-31. URL: https://elibrary.ru/dpvgow
- Алипханова Ф.Н. Этнокультурная компетентность как компонент профессиональной готовности педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 3 (8). С. 21-25. URL: https://elibrary.ru/kzdkub
- Компетентностный подход – новый подход к повышению качества образования // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2007. № 2 (8). С. 189-192. URL: https://elibrary.ru/lilgjr
- Закуракина А.А. Этнокультурная компетентность подростков и ее развитие // Международный научный студенческий журнал. 2023. № 16. С. 139-142. URL: https://elibrary.ru/iwjdzd
- Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. 1999. — 342 с.
- Кюнкрикова И.В., Липовая К.А., Володина Е.А. [и др.] Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе внеурочной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 394-398. URL: https://www.elibrary.ru/gxexui
- Муслимова Г.С., Курманбекова А.С. Среднее и профессиональное образование: проблемы воспитания и обучения // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2022. № 1 (103). С. 33-42. URL: https://www.elibrary.ru/oxmpiz
- Николашкина В.Е., Серобян В.А. Среднее профессиональное образование: анализ и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 200-203. URL: https://www.elibrary.ru/ohylwn
- Радько С.Г. Компетентностный подход в процедурах управления трудовым потенциалом // Human Progress. 2021. Т. 7, № 1. URL: https://www.elibrary.ru/lfodwe
- Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 123-137. URL: https://www.elibrary.ru/aqokhg
- Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 15 января 2024 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70284810/ (Дата обращения: 02.05.2024).
- Ульянова И.Е. Диалог культур и этнокультурная компетентность // Ямальский вестник. 2018. № 1 (11). С. 22-25. URL: https://www.elibrary.ru/yxkmaq
- Утегенова Г.Ж., Базарбекова Н.Ш., Есболаева И.А. Этнокультурная компетентность // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 1. С. 102-103. URL: https://www.elibrary.ru/yhdypb
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 02.05.2024).
- Фролова М.М. Компетентностный подход как основа обновления системы образования // Наука и культура России. 2015. Т. 1. С. 379-387. URL: https://www.elibrary.ru/vcfyfh
Библиографическая ссылка: Парсиева Л.К., Тавасиева А.Г. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся среднего профессионального образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 546-553.