Бочарова Т.А.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
УДК 37.01:004.9
Бочарова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — kitaal@yandex.ru
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Процесс информатизации, сопровождающий становление цифрового общества, представляет собой глобальное социальное явление, основу которого составляет информационное взаимодействие с использованием современных технологий и компьютерной техники. Неотъемлемой частью технологических процессов большинства видов деятельности человека становятся информационные технологии. Их постоянное усложнение, тяготение к автоматизации, машинной оптимизации, использованию систем искусственного интеллекта приводит к необходимости повышения требований, предъявляемых к уровню подготовки профессиональных кадров. Изменения затрагивают и социальную сферу, специалисты которой должны обладать развитыми навыками и компетенциями в области информационного взаимодействия при решении сложных социальных задач. От специалистов данной сферы также требуется развивать свои способности, выполнять свои текущие обязанности и приобретать новые навыки, чтобы адаптироваться к цифровой трансформации. Статья посвящена изучению роли и места информационных технологий в подготовке специалистов социальной сферы, анализу формируемых при этом базовых, промежуточных и продвинутых цифровых компетенций. В рамках исследования проведен сравнительный анализ перечня ключевых компетенций цифровой экономики, утвержденный в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», и компетенций из перечня федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, формируемых при изучении информационных технологий согласно учебному плану по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» Тихоокеанского государственного университета. Отмечено, что количество соответствующих профильных дисциплин и часов на их освоение часто оказывается недостаточным, чтобы студенты, изучающие социальные науки, могли полноценно использовать цифровые инструменты в профессиональной среде. При этом, на рынке труда востребованы профессионалы, обладающие развитыми цифровыми навыками и высоким уровнем владения информационными технологиями.
Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, цифровые навыки, информатизация, цифровая экономика, социальная сфера, система образования.
Список источников:
- Костин Г.А., Петрова Е.А. Цифровизация и информатизация общества: структурные сдвиги и их влияние на образование // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 12(182). С. 1355–1359. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-12-1355-1359
- Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х. [и др.] Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12(174). С. 15–19. URL: https://elibrary.ru/gblfmo
- Ямушкин А. В. Научно-технический прогресс и проблемы квалификации кадров // Философия и общество. 2019. № 4(93). С. 65–77. URL: https://elibrary.ru/ieqscn
- Ignatyeva I. The Trend of Technologisation of Modern Education (the Use of Humanitarian Technologies) // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 606–613. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.766
- Полосина А.А. Социологические характеристики процесса обучения работников организаций социального обслуживания на базе образовательных организаций // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4, № 3. С. 48-53. URL: https://elibrary.ru/kgtzcw
- Абдулгалимов Г.Л., Идирзаева Р.В., Юшаева П.А. [и др.] Формирование у будущих бакалавров универсальных и специальных ИКТ-компетенций // Современный ученый. 2019. № 3. С. 8–11. URL: https://elibrary.ru/qydgkj
- Сорокина Г.П., Першина Т.А., Долгих Е.А. Внедрение цифровых компетенций в образовательные программы высшего образования в России // Вестник университета. 2022. № 5. С. 61–70. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-5-61-70
- Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 2. С. 935–948. DOI: 1010.18334/vinec.12.2.114823
- Волошина И.А., Зайцева О.М., Новиков П.Н. [и др.] Профессиональные стандарты технических видов деятельности: типовые модули информационных компетенций. — М.: Перо, 2023. — 130 с. URL: https://elibrary.ru/gejkql
- Byrne S., Rodriguez G., Alvarez M. [et al.] Professionals’ digital competences and user profiles in social agencies and their impact on professional practice, family autonomy and wellbeing // Educational Psychology. 2024. Vol. 15. P. 1-22. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1363444
- Курина В.А. Формирование специализированных цифровых навыков у будущих сотрудников социально-культурной сферы // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации. — Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2023. — С. 207–211. URL: https://elibrary.ru/xriius
- Соколов Д.В. Цифровые компетенции в инновационной экономике // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 4. С. 74–80. URL: https://elibrary.ru/kziiuv
- Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Исследование проблемы дефицита специалистов с комплексными цифровыми навыками // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1147–1164. URL: https://elibrary.ru/xklrcq
- Пестерева Е.О. Специалисты будущего: какие профессии и компетенции станут востребованными в организациях в будущем // ВУЗ и реальный бизнес. 2023. Т. 1. С. 184–192. URL: https://elibrary.ru/tlevrj
- Билалова Л.М. Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Информационные технологии в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы // Педагогическая наука и практика. 2020. № 2(28). С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/xpyyqw
- Шептун Н.Н. Семченкова И. В., Морозова Е. В. Эффективное использование ИКТ в подготовке специалистов социально-культурной сферы // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. — Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. — С. 191–195. URL: https://elibrary.ru/vrcccu
- Ачкасова О.Г., Панасюк В.П., Широколобова А.Г. [и др.] Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений в процессе ДПО // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2(39). С. 1–24. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-4
Библиографическая ссылка: Бочарова Т.А. Информационные технологии в системе формирования цифровых компетенций специалистов социальной сферы // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 418-427.