Епишина Л.В.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК 373.2
Епишина Л.В.1 (Орехово-Зуево, Россия) — lara-oz@mail.ru
1Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. В статье изложены результатам теоретического и прикладного исследования, проведенного в детских садах города Орехово-Зуево Московской области, по использованию инновационных игровых технологий в экологическом развитии дошкольников. Проанализирована современная теоретическая основа экологического образования дошкольников, которая рассматривается в новой парадигме экоцентричности, требуя использование новых подходов, инновационных игровых технологий в своем использовании. Представлен краткий анализ исследований, проводившихся в научной среде и хорошо зарекомендовавших себя в области внедрения инновационных образовательных технологий, способствующих эффективному экологическому развитию дошкольников. С позиции системного подхода проанализирована этапность освоения игровых технологий в условиях детского сада. В ходе исследования инновационных игровых технологий как средства обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, выделены наиболее эффективные из них, а также основные цели, задачи, отличительные особенности их применения в условиях дошкольной образовательной организации, проанализирован передовой педагогический опыт в данной области. Приведены некоторые результаты опытно-экспериментального исследования уровня экологических знаний и умений дошкольников, включающие информацию о природе, правилах поведения в ней, раздельному сбору мусора, правильной утилизации опасных отходов, участию в экологических акциях. Охарактеризованы основные результаты констатирующего, формирующего, контрольного этапов опытно-экспериментального исследования. Охарактеризованы с профессиональных позиций приемы и методы, предложенные в различных методических пособиях и статьях с демонстрацией передового педагогического опыта. Приведены примеры некоторых авторских игр и игровых заданий, включающих инновационную составляющую. Сделаны выводы о развитии стремления детей к активному познанию окружающего мира, природы в дошкольном возрасте; направленность инновационных игровых технологий экологического развития; необходимости использования инновационных игровых технологий в экологическом развитии дошкольников на основе сотрудничества с педагогами, детьми и их родителями. Перечислены направления дальнейшего продолжения исследования.
Ключевые слова: инновации, технологии, дошкольник, детский сад, воспитатель, экология, развитие, исследование.
Список источников:
- Васильева К.М. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников // Проблемы педагогики. 2021. № 3 (54). С. 43-44. URL: https://www.elibrary.ru/xmlrnc
- Гусева О.В. Творческая активность старших дошкольников и её развитие в экологических играх // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 12 (63). С. 765-770. URL: https://www.elibrary.ru/sasghw
- Глухова Н.П. Игровой конструктор как один из способов применения игровых технологий в урочной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 4. С. 35-51. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_35
- Дрыгина М.В. К вопросу классификации инновационных игровых технологий // Перспективы науки. 2022. № 7 (154). С. 79-83. URL: https://www.elibrary.ru/ikwlvz
- Дмитриев Ю.А., Пеякович Е. Инновационные направления цифровизации дошкольного образования Сербии // Наука и школа. 2022. № 1. С. 72-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-93-99
- Епишина Л.В. Диалоговые технологии – средство формирования коммуникативной компетенции // Начальная школа. 2014. № 1. С. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/sihipx
- Измайлова Р.Г., Старых Л.В., Тимохина Т.В. Использование языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 69 (3). С. 66-69. URL: https://www.elibrary.ru/stntnx
- Кокорева О.И., Башинова С.Н. Теоретико-технологические аспекты развития творческого воображения у старших дошкольников в рисовании по мотивам тульского пряника // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 548-558. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.5010
- Кубышкин А.В., Тимохина Т.В., Измайлова Р.Г. [и др.] Использование информационных и коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 598-607. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.52
- Морозова Н.А., Марченко Н.А., Игнатьева Н.А. Развитие личности ребенка-дошкольника в процессе реализации экологического проекта «Сделаем мир ярче» // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. 2021. № 18. С. 148-152. URL: https://www.elibrary.ru/wqlzsb
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. ISBN 5-87953-211-9
- Тимохина Т.В., Ахметшина И.А., Измайлова Р.Г. [и др.] К вопросу о работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях детского сада и начальной школы // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 67-79. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.06
- Федеральная государственная образовательная программа дошкольного образования (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (Дата обращения: 02.02.2024).
- Хованская А.А., Яхонтова Т.Г., Буланова И.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пения // Интерактивная наука. 2023. № 5 (81). С. 30-31. DOI: 10.21661/r-560074
- Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г. Применение цифровых технологий в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 518-528. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.48
- Щепина И.Н. Экологическая тропа в формировании экологического сознания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2020. № 9 (164). С. 21-25. URL: https://www.elibrary.ru/fcrrtb
Библиографическая ссылка: Епишина Л.В. Инновационные игровые технологии как средство экологического развития дошкольников // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 386-397.