Львова С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ИХ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ, ЭКСТРЕМИЗМУ, ТЕРРОРИЗМУ И НАСИЛИЮ
УДК 37.015.3
Львова С.В.1 (Москва Россия) — lvovasv@mgpu.ru
1Московский городской педагогический университет
Аннотация. В данной работе были рассмотрены теоретические подходы по работе с агрессивной молодежью, а также результаты составления психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию особенностей детей и молодежи, склонных к агрессии и положительному восприятию идей экстремизма, терроризма и насилия. В статье проведен анализ литературных источников, позволяющих ответить на вопрос о механизмах классификации объективных и субъективных факторов, воздействующих на развитие в эпоху подростничества, предпосылок для формирования и развития девиантного и деликвентного поведения детей и молодежи. Предлагается программа по работе с детьми и молодежью. Актуальность программы связана, в первую очередь, с прямой корреляцией девиантного поведения подростков и социальной не благополучности в обществе: чем более ярко выражается разрушительное поведение у несовершеннолетних, их склонность к преступлениям, тем выше уровень проблем со здоровьем и ниже уровень социальной успешности. Дети и молодежь, эпохи подростничества, относящиеся к группе риска должны пройти предлагаемую в статье модель педагого-психологической поддержки, которая направлена на социальную компетентность обучающихся, ее базовый тип. Меняет поведенческие характеристики, обеспечивает более успешные изменения негативных тенденций. Подробно описаны пять этапов педагого-психологической поддержки. Во-первых, «Адаптация», первичная диагностика несовершеннолетнего и его семьи. Во-вторых, «Коррекция», выявление причин склонности к агрессии, положительному восприятию идей экстремизма, терроризма и насилия. В-третьих, «Социализация» представляет собой формирование здорового образа «Я», позитивного мышления. В-четвертых, «Ре-социализация», формирование стремления к достижению успеха. В-пятых, «Патронаж», подросток находится в сообществе новых друзей, настоящих, честных, не позволяющих ему перейти границу.
Ключевые слова: агрессия, идеи экстремизма, терроризма и насилия, дети и молодежь, девиантное и деликвентное поведение, объективные факторы риска, субъективные факторы риска.
Список источников:
- Ананичева С.Р. Проблема распространения идеологии экстремизма среди российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 8. С. 15-19. URL: https://www.elibrary.ru/xalytk
- Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 508 c. ISBN 5-04-004214-0
- Бэрон Р. Агрессия. — М.: Питер, 2014. — 411 с. ISBN 978-5-496-00994-2
- Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1(27). С. 65-75. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.06
- Львова С.В. Индивидуально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 2-3. С. 83-95. DOI: 10.26653/2076-4685-2018-2-3-07
- Львова С.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков «группы риска» // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 91-97. DOI: 10.26653/2076-4685-2017-6-09
- Магомедов М.Н., Бозиева Ю.Г. О способах противодействия молодежному экстремизму // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 146-147. DOI: 10.24411/2312-0444-2021-1-146-147
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000. — 358 с. ISBN 5-89357-073-1
- Романова Е.С., Абушкин Б.М., Решетина С.Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников // Системная психология и социология. 2023. № 4 (48). С. 5-19. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.48.4.01
- Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — Минск: Университетское, 1991. — 148 c. ISBN 5-7855-0556-8.
- Стеценко В.В. Культурное просветительство как ценностно-смысловая платформа профилактики идеологии экстремизма в молодежной среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 1. С. 294-299. URL: https://www.elibrary.ru/fcsfuh
- Иванов П.И. Вопросы противодействия финансированию экстремистской деятельности в молодежной среде // Вестник Владимирского юридического института. 2023. № 3 (68). С. 47-53. URL: https://www.elibrary.ru/ncvesz
- Кидинов А.В. Психолого-педагогические аспекты управления конфликтами в молодежной среде // Перспективы науки. 2023. № 2 (161). С. 144-158. URL: https://www.elibrary.ru/xuboby
- Мотков А.А. Психологическая зависимость и ее влияние на поведение личности в социальной среде // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 1 (49). С. 76-84. URL: https://www.elibrary.ru/owjdel
- Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: АСТ, 2007. — 605 с. ISBN 978-5-17-045566-9
- Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. — М., 2009, 53 c.
- Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 606 с. ISBN 978-5-496-01171-6
Библиографическая ссылка: Львова С.В. Психологическая работа с детьми и молодежью, направленная на преодоление их склонности к агрессии, экстремизму, терроризму и насилию // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 365-377.