ISSN 2409-7616

Гаврилова К.А.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373.24

Гаврилова К.А.1 (Ставрополь, Россия) — gondarenko.kseniya@mail.ru

1Детский сад № 57 города Ставрополя

Аннотация. Статья отражает педагогическую деятельность, направленную на моделирование процесса формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Проведен анализ современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. Цель данного исследования заключается в создании инновационной педагогической модели, направленной на формирование коммуникативной культуры детей, посещающих детский сад в рамках разнообразных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие дошкольников как полноценной личности. Статья раскрывает сущность процесса моделирования педагогической деятельности при формировании коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Вся педагогическая модель представлена в четкой структуре и иерархии: содержательно-целевой блок, технологический блок, результативный блок. Автор рассматривают влияние на формирование коммуникативной культуры детей, посещающих детский сад таких видов деятельности, как игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и бытовая трудовая, конструирование, музыкальная, перцепция литературы и фольклора, двигательная, на развитие коммуникативных навыков у детей данного возраста. Он также выделяет принципы лежащие в основу составления педагогической модели. Автор стоит на позиции учета инновационных педагогических условий, в рамках которых формируется коммуникативная культура детей дошкольного возраста. Определена последовательность реализации модели, в которую вовлечены все участники образовательного процесса, направленная на формирование компетенций в области коммуникации в различных видах деятельности и критерии оценивания уровня сформированности данного феномена. В заключение, автор статьи подчеркивает важность комплексного подхода к формированию коммуникативных компетенций детей, посещающих детский сад при условии различных видов деятельности. Актуализируется роль педагогов и родителей – активных участников, включенных в процесс развития коммуникативной культуры детей, цель которых обеспечение успешного общения и адаптации в социуме.

Ключевые слова: модель, моделирование, процесс моделирования, общение, коммуникация, коммуникативная культура, коммуникативные навыки и способности, коммуникативная компетентность, участники образовательного процесса, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, виды деятельности в детском саду.

Список источников:  

  1. Александрова Н.С. Петушкова О.А. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 4(146). С. 110-120. URL: https://www.elibrary.ru/kbtzxh
  2. Арнаутова Е.П. Воробьева И.Н., Рычагова Е.С. Коммуникативная культура педагогов и родителей как условие воспитания свободы поведения ребенка // Профильная школа.  2020.  Т. 8, № 4.  С. 46-56. DOI: 10.12737/1998-0744-2020-46-56
  3. Берендяева В.А. Николаева Л.В. Интерактивные технологии в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 12-2. С. 271-275. DOI: 10.17513/snt.38987
  4. Бледных Л.В. Музейная педагогика как компонент культуры и условие для социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста // Образование в Кировской области. 2022. № 4(64). С. 69-73. URL: https://www.elibrary.ru/fiexwo  
  5. Гаврилова К.А. Компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования.  2023. № 2(99).  С. 221-223. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-221-223
  6. Зауторова Э.В. Использование игровых педагогических технологий для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2023.  № 1(88).  С. 70-74.  URL: https://www.elibrary.ru/lfrtti
  7. Ильина И.В. Петрищева Т.В., Тарасюк Н.А. Формирование рефлексивной культуры педагога в процессе корпоративного обучения (на примере социально-коммуникативного развития дошкольников) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.  2021.  № 4(60).  С. 292-299.  URL: https://www.elibrary.ru/bmzzrd
  8. Калманова Ц.А. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как фактор воспитания культуры общения // Современные технологии в образовании.  2020.  № 20.  С. 96-99. URL: https://www.elibrary.ru/ipiiiv
  9. Лодвикова Е.А. Теория и технология развития речи и коммуникативной культуры детей дошкольного возраста // Студенческий вестник.  2023.  № 16-2(255).  С. 33-34. URL: https://www.elibrary.ru/fepggq
  10. Майер А.А., Лыкова И.А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде // Science for Education Today.  2023.  Т. 13, № 2.  С. 77-98. DOI: 10.15293/2658-6762.2302.04
  11. Патрина Е.А. Связь способности старшего дошкольника ориентироваться на эмоциональное состояние другого человека и особенностей его общения со сверстниками и взрослыми // Молодежная наука: тенденции развития. 2021. № 2. С. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/wwkqrd
  12. Грукова Н.В., Крестьянинова Т.Ю., Карелин М.А. [и др.] Подвижные игры как индикатор развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста // Право. Экономика. Психология. 2021. № 1(21). С. 102-107. URL: https://www.elibrary.ru/bgrgjm
  13. Сулейманова Ф.М., Абдуллина Л.Б., Садыкова Ю.Р. Культура общения как коммуникативная характеристика личности старшего дошкольника // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2021. № 1(18). С. 16-18. URL: https://www.elibrary.ru/hjggkv
  14. Ушакова О.С., Волкова О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование.  2020.  № 3(99).  С. 51-59. URL: https://www.elibrary.ru/gjxxmd
  15. Халимдарова Г.Р. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 4(48). С. 491-499. DOI: 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499

Библиографическая ссылка: Гаврилова К.А. Моделирование процесса формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 342-352.