ISSN 2409-7616

Турилова А.О., Зинченко В.О.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ: СУЩНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

УДК 378.147

Турилова А.О.1 (Луганск, Россия) — snegok88@mail.ru; Зинченко В.О.1 (Луганск, Россия) — metelskayvika@mail.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. В настоящее время технологический прогресс затрагивает все сферы общества, изменяет нашу повседневную жизнь и влияет на работу всех социальных институтов, включая средства массовой информации и телевидение. Новые форматы деятельности и взаимодействия в обществе вызывают изменения требований, предъявляемым сегодня к телевизионным журналистам, чья деятельность все больше приобретает характер проектной. Несмотря на многочисленность публикаций по проблеме подготовки современных специалистов к проектной деятельности, практически отсутствуют исследования по системному формированию готовности к проектной деятельности у будущих тележурналистов в рамках высшего образования. Целью данного исследования является анализ научной и учебно-методической литературы и предлагаемых в них подходов к уточнению сущности проектной деятельности тележурналиста как составляющей профессиональной деятельности этих специалистов, что позволит определить содержание, формы, методы и средства формирования у будущих тележурналистов готовности к проектной деятельности. В процессе исследования использованы общенаучные методы, а также ведущие положения системно-деятельностного и проектного методологических подходов. Опираясь на многогранную и междисциплинарную природу категории «деятельность», подходов ученых и практиков к целям, задачам и содержанию деятельности тележурналиста, в результате исследования был сформирован авторский подход к пониманию сущности профессиональной деятельности тележурналиста, особенностях проектирования в тележурналистике и специфике проектной деятельности тележурналиста. Полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ формирования готовности к проектной деятельности у будущих журналистов, что позволит усовершенствовать в целом процесс профессиональной подготовки этих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность тележурналиста, проектная деятельность тележурналиста, готовность к проектной деятельности, проектирование, медиапроект, метод проектов.

Список источников:

  1. Leontiev D.A. Cultural-Historical Activity Theory in the Framework of the “Functional Paradigm” // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16, No. 2. P. 19-24. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160203   
  2. Stetsenko A. Critical Challenges in Cultural-Historical Activity Theory: the Urgency of Agency // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16, No. 2. P. 5-18. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160202 
  3. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. [и др.] Научные подходы в современной отечественной психологии и др.; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. — М.: Институт психологии РАН, 2023. — 759 с. URL: https://elibrary.ru/iakydo
  4. Mikhailova N.B., Baimukhanova M.T., Marat T.T. Features of personality socialization by means of self-knowledge // Bulletin of the Karaganda university. Pedagogy series. 2020. Vol. 2 (98), P. 63-70. DOI: 10.31489/2020Ped2/63-70
  5. Петрова С.И. Изучение потребностей человека: праксиологческий подход // Теория и практика мировой науки. 2023. № 3. С. 24-26. URL: https://elibrary.ru/sxlhsg
  6. Орешкина А.К. Теория и методология высокотехнологичных направлений подготовки специалиста // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается. — Москва: Экон-Информ, 2022. — С. 75-85. URL: https://elibrary.ru/spjuvq
  7. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 43-46. URL: https://elibrary.ru/pznkdc
  8. Колобкова А.А. О педагогическом наследии А.Н. Леонтьева // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 122-127. URL: https://elibrary.ru/fpbhme
  9. Kovach B., Rosenstiel T. The Elements of Journalism, Revised and Updated 4th Edition. Crown, 2021. — 432 p. URL: https://www.tomrosenstiel.com/books/the-elements-of-journalism/  
  10. Сасим А.В. Подготовка журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2021. № 5. С. 56-66. URL: https://elibrary.ru/hmedzs
  11. Гогина Л.П., Шаманаев Я.С. Реализация творческого потенциала профессиональной деятельности журналиста в медиакоммуникационной среде // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Т. 7, № 4. С. 8-21. URL: https://elibrary.ru/wxcdnu
  12. Иванова Д.В. Особенности формирования профессиональной деятельности журналиста информационного агентства // Актуальные вопросы науки. 2019. № 52. С. 23-25. URL: https://elibrary.ru/wjqokj
  13. Каневская Я.Е. Культура речи и речевое поведение современного журналиста // Наукосфера. 2022. № 1-1. С. 289-294. URL: https://elibrary.ru/dddazq
  14. Лазутина Г.В. Должное журналистики и долг журналиста: объем понятий // Современная Журналистика в аспекте деонтологии / Выпуск 3. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2020. — С. 91-102. URL: https://www.elibrary.ru/aqxvcl
  15. Исследования журналистского творчества: современные подходы: Памяти А.А. Тертычного / Е.Л. Вартанова, И.Н. Денисова, С.Б. Стебловская [и др.]. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2021. — 195 с. URL: https://www.elibrary.ru/dmfprj
  16. Коханова Л.А., Черешнева Ю.Е. Проектное обучение как парадигма современного высшего образования // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. С. 156-167. URL: https://www.elibrary.ru/qxlpxj
  17. Распопова С.С. Медиакоммуникации в системе университетского образования: к постановке проблемы // Государственная служба. 2023. Т. 25, № 3(143). С. 77-90. DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-3-77-84
  18. Авакян А.Э. Истоки педагогических идей Джона Дьюи // Наукосфера. 2023. № 5-2. С. 70-73. URL: https://www.elibrary.ru/fnparg
  19. Тарасова А.В. Проектная деятельность как инструмент совершенствования навыков научно- исследовательской деятельности студентов в вузе // Проектирование. Опыт. Результат. 2024. № 1. С. 89-94. URL: https://www.elibrary.ru/yhadpd
  20. Ageenko N.V., Rybkina A.A. Students’ soft skills development through project activities // Проблемы современного педагогического образования. 2022. No. 77-4. P. 7-10. URL: https://www.elibrary.ru/mjxsvs
  21. Корнетов Г.Б. Метод проектов У.Х. Килпатрика. Часть 1. Сущность и становление метода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 5(71). С. 16-24. URL: https://www.elibrary.ru/fyhhvo
  22. Везетиу Е.В. Теоретические основы педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 36-38. URL: https://www.elibrary.ru/exouzg
  23. Картавая Ю.К., Кравченко О.Г. проектная деятельность как современная педагогическая технология // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 120-122. URL: https://www.elibrary.ru/xzqeos
  24. Smolyaninova O.G., Rostovtseva M.V., Yudina Yu.G. [et al.] Project-Based Activity as a Mechanism of Reflection Developmentin Students of Psychology and Education Studies // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. P. 385-395. DOI: 10.17516/1997–1370–0730

Библиографическая ссылка: Турилова А.О., Зинченко В.О. Проектная деятельность тележурналистов: сущность и актуальность формирования // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 136-147.