ISSN 2409-7616

Бизяева Н.Д.

ТЕХНОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕННОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ВИДЕОКОНТЕНТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

УДК 371.3

Бизяева Н.Д.1 (Москва, Россия) — ndbzv@yandex.ru

1Школа № 2097

Аннотация. В данной статье рассматривается частно-методическая стратегия развития критического мышления в ходе осмысленной работы учащихся основной школы с видеоконтентом на уроках истории. Актуальность осуществлённого исследования продиктована потребностями в изменении подходов к образованию и воспитанию школьников в России, в основе которых заложена идея развития личности учащегося. Это смещает акцент с простого усвоения знаний на всестороннее и деятельностное развитие ребёнка, когда процесс получения новой учебной информации осуществляется в ходе активной и осознанной деятельности учащихся. Вместе с тем, благодаря изменению подходов к приобретению и интериоризации знаний учащимися происходит становление личности ребёнка, поскольку он становится субъектом образовательного процесса и потому к нему предъявляются требования к умению усваивать, оценивать и использовать полученные знания. В этой связи особую значимость приобретает развитие критического мышлении, что и подтверждает актуальность осуществлённого исследования, которая заключается в осмыслении методов, приёмов и средств эффективного формирования у современных учащихся критического мышления на основе когнитивной деятельности в ходе усвоения учебной информации через видеоконтент. Идея реализации представленной практики состоит в том, что учащиеся перед началом просмотра видеоматериалов по теме занятия во время урока истории получают частично заполненный опорный конспект, обсуждают с учителем правила его заполнения. Далее в ходе просмотра видеоролика дети внимательно слушают и смотрят учебный материал, при этом в зависимости от самого материала и уровня подготовки учащихся учитель может делать смысловые паузы, чтобы дети смогли заполнить пропуски в своих опорных конспектах по теме занятия урока истории. Особенность данной практики состоит в том, что её можно использовать в ходе изучения других учебных предметов.

Ключевые слова: ТРКМЧП, осмысленное чтение, видеоконтент, кейс, видеоматериалы, история, осмысленный просмотр видео, опорный конспект.

Список источников:

  1. Ангелова О.Ю., Петрова О.В., Прохорова М.В. [и др.] Участие молодежи в развитии территории: оценка потенциала и развитие цифровых инструментов взаимодействия (на примере «фестиваля предпринимательских идей» в нижнем Новгороде) // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 2 (461). С. 331-344. URL: https://elibrary.ru/pnxxev
  2. Андросова О.В., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н. [и др.] Опорные конспекты: их роль при обучении учащихся на стоматологическом факультете // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 56-59.   URL: https://elibrary.ru/wkrhxf
  3. Бизяева Н.В. Константинова Н.Д. Формирование функционально грамотной личности в системе обучения «Родному слову» К.Д. Ушинского // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4(177). С. 20-25. URL: https://elibrary.ru/detumw
  4. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 208 с.
  5. Горобец Л.Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо как метапредметная технология // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. — Москва: ООО Спутник+, 2016. — С. 655-660. URL: https://www.elibrary.ru/utifqk
  6. Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3(94). С. 84-86. URL: https://www.elibrary.ru/oqhwlj
  7. Загашев И.О., Заир-бек И.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб.: Скифия, 2003. — 283 с.
  8. Заир-Бек С И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — Москва: Просвещение, 2004.  URL: https://www.elibrary.ru/qttadr
  9. Муштавинская И.В. Метапредметные образовательные технологии для формирования функциональной читательской грамотности // Физика в школе. 2023. № S2. С. 64-69. URL: https://www.elibrary.ru/whazuj
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Academia, 2005. — 175 с.
  11. Константинова Н.Д. Ключевые ценности отечественного образования в трудах К.Д. Ушинского // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 103-107. URL: https://elibrary.ru/yzonoo
  12. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Пособие 1. — М.: Изд-во ИОО, 1997. — 198 с.
  13. Российская школа: начало XXI века: Серия коллективных монографий / С.Г. Косарецкий, К.А. Баранников, А.А. Беликов [и др.]. — Москва: Высшая школа экономики, 2019. — 432 с. URL: https://www.elibrary.ru/kozjzw
  14. Ткачева Л. Л. Технологии развития критического мышления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008. № 16(116). С. 95-96. URL: https://www.elibrary.ru/jtayqv
  15. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова; Предисловие М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 1988. — С. 141-204.

Библиографическая ссылка: Бизяева Н.Д. Технология осмысленной работы учащихся с видеоконтентом на уроках истории в основной школе // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 106-114.