ISSN 2409-7616

Пронина Н.А.

МЯГКИЕ НАВЫКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

УДК 378.4

Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — natalie4941@rambler.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация. Важную роль в формировании будущего педагога и его успешной дальнейшей профессиональной самореализации играют мягкие навыки, которые позволяют специалисту стать более успешным, наладить контакт с детьми и коллегами, реализовать свой творческий потенциал и найти свое место в жизни. Среди ученых нет единой точки зрения на классификацию мягких навыков. Было проанализировано большое количество работ по данной тематике, это позволило нам сделать вывод о том, что тема развития мягких навыков у специалистов актуальна и волнует умы многих ученых. В данной статье мы предложим рабочее определение и авторскую классификацию мягких навыков будущего педагога. Целью данного исследования стало создание модели будущего педагога, обладающего мягкими навыками, и проверка на практике ее эффективности. Объектом исследования выступили мягкие навыки будущих педагогов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что мягкие навыки будущего педагога состоят из следующих компонентов: организаторские и коммуникативные склонности, волевой потенциал личности, саморегуляция поведения. Задачи исследования: проанализировать определение мягких навыков в психолого-педагогической литературе; предложить рабочее определение мягких навыков будущего педагога; проанализировать существующие на данный момент виды мягких навыков; создать модель будущего педагога, обладающего мягкими навыками, и на практике проверить ее эффективность; провести диагностику мягких навыков у будущих педагогов. Базой исследования стал Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, в исследовании приняли участие 144 учащихся 1-5 курсов факультета русской филологии и документоведения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки («Русский язык. Иностранный язык», «Русский язык. Мировая художественная литература»., «Русский язык. Литература»).  Для изучения проблемы были использованы как теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование, описательная статистика, таблицы сопряженности, непараметрический критерий Краскала-Уоллиса), так и практические методы (тестирование, констатирующий эксперимент). Статья носит практико-ориентирована и может быть полезна для педагогов и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: мягкие навыки, вуз, педагог, профессиональная самореализация, будущий учитель.

Список источников:

  1. Бацуров С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М. [и др.] Современные детерминанты развития soft-skills // Концепт. 2018. №4. С. 198-207. URL: https://elibrary.ru/osrovp
  2. Бегитова С.Н., Бегитов В.С.  Soft skills в профессиональном становлении педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №1(154). С. 38-41. URL: https://elibrary.ru/xglllb
  3. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018.  № 4. С. 63-68. URL:  https://elibrary.ru/yyjfhn
  4. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Григорян К.М.  Развитие soft-skills в условиях формирования конкурентноспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования.  2020. № 66-3. С. 37-40. URL:  https://elibrary.ru/urgtma   
  5. Волкова Т., Кузьмина З.А. Soft skills профиль студентов выпускного курса магистратуры // Форум молодежной науки. 2020.   № 6 (1). С. 21-24. URL:  https://elibrary.ru/qpwlui
  6. Дагаева Е.А. Возможности развития и совершенствования soft-skills студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №4 (36). С. 101-106. URL:  https://elibrary.ru/rsuixt
  7. Егорова Е.В.  Отражение soft-skills в системе универсальных учебных действий обучающихся // E-Scio. 2020. №5 (44). С. 389-395. URL: https://elibrary.ru/aejwct
  8. Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В. Потенциал лингвистических дисциплин в аграрном вузе в развитии soft-skills // Концепт.  2020. № V6. С.15-21. https://elibrary.ru/yyiuak
  9. Слезко Ю.В.  Формирование «Мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т.12, №. 9. С. 417-423. DOI:10.30853/filnauki.2019.9.84
  10. Сорокуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В.  Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке специалиста // Мир науки, культуры, образования. 2021. №1(86). С. 193-196. URL: https://elibrary.ru/rtnnim
  11. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft-skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 68-74. URL: https://elibrary.ru/ylhxid
  12. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft-skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускника вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261-264. URL: https://elibrary.ru/muxtlc
  13. Чуланова О.В. Идентификация   компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в структуре soft-skills // Материалы афанасьевских чтений. 2018. № 3 (24). С. 46-59.
  14. Шрайбер А.Н.  Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования// Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С.145-147. URL: https://elibrary.ru/yaiydr
  15. Agcam R., Dogan A. A study of the Soft skills of Pre-Service Teachers // International Journal of Progressive Education. 2021.  Vol.17. No. 4. P. 35-48. DOI:10.29329/ijpe.2021.366.3
  16.  Bhatt T. Soft Skill Training in Teacher’s Education: Provocation and Opportunities // Palarch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020. Vol. 17(15). P.1-7.
  17. Klaus P. The hard truth about soft skills: Workplace Lessons Smart People Wish They’d Learned Sooner. N.Y., 2007.
  18. Chinta R.N. My Overview of Harvard’s, Stanford’s Study For Top Skills Needed To Be In Demand In the Job Market (Future of AI Automation)  [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://medium.com/@rakeshnchinta/my-overviewof-harvards-stanford-s-study-for-top-skills-needed-to-bein-demand-in-the-job-market 53005203a9e6   (Дата обращения: 18.11.2022).
  19. Susilawati S., Aznam N., Ngadimin P. Teachers’ perspectives toward soft skills in science learning // Journal of Physics: Conf. Series.  2020.  Vol. 1460(1).  iD. 012111. DOI:10.1088/1742-6596/1460/1/012111
  20. Tang K.N., Hashimah M.Y., Nor H.H. Soft Skills Integration in Teaching Professional Training: Novice Teachers’ Perspectives // Procedia — Social and Behavioral Sciences.  2015.  Vol. 186. P. 835-840. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.04.204

Библиографическая ссылка: Пронина Н.А. Мягкие навыки будущего учителя как фактор его успешной профессиональной самореализации// ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 95-105.