Пронина Н.А.
МЯГКИЕ НАВЫКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
УДК 378.4
Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — natalie4941@rambler.ru
1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Аннотация. Важную роль в формировании будущего педагога и его успешной дальнейшей профессиональной самореализации играют мягкие навыки, которые позволяют специалисту стать более успешным, наладить контакт с детьми и коллегами, реализовать свой творческий потенциал и найти свое место в жизни. Среди ученых нет единой точки зрения на классификацию мягких навыков. Было проанализировано большое количество работ по данной тематике, это позволило нам сделать вывод о том, что тема развития мягких навыков у специалистов актуальна и волнует умы многих ученых. В данной статье мы предложим рабочее определение и авторскую классификацию мягких навыков будущего педагога. Целью данного исследования стало создание модели будущего педагога, обладающего мягкими навыками, и проверка на практике ее эффективности. Объектом исследования выступили мягкие навыки будущих педагогов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что мягкие навыки будущего педагога состоят из следующих компонентов: организаторские и коммуникативные склонности, волевой потенциал личности, саморегуляция поведения. Задачи исследования: проанализировать определение мягких навыков в психолого-педагогической литературе; предложить рабочее определение мягких навыков будущего педагога; проанализировать существующие на данный момент виды мягких навыков; создать модель будущего педагога, обладающего мягкими навыками, и на практике проверить ее эффективность; провести диагностику мягких навыков у будущих педагогов. Базой исследования стал Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, в исследовании приняли участие 144 учащихся 1-5 курсов факультета русской филологии и документоведения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки («Русский язык. Иностранный язык», «Русский язык. Мировая художественная литература»., «Русский язык. Литература»). Для изучения проблемы были использованы как теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование, описательная статистика, таблицы сопряженности, непараметрический критерий Краскала-Уоллиса), так и практические методы (тестирование, констатирующий эксперимент). Статья носит практико-ориентирована и может быть полезна для педагогов и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: мягкие навыки, вуз, педагог, профессиональная самореализация, будущий учитель.
Список источников:
- Бацуров С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М. [и др.] Современные детерминанты развития soft-skills // Концепт. 2018. №4. С. 198-207. URL: https://elibrary.ru/osrovp
- Бегитова С.Н., Бегитов В.С. Soft skills в профессиональном становлении педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №1(154). С. 38-41. URL: https://elibrary.ru/xglllb
- Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68. URL: https://elibrary.ru/yyjfhn
- Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Григорян К.М. Развитие soft-skills в условиях формирования конкурентноспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/urgtma
- Волкова Т., Кузьмина З.А. Soft skills профиль студентов выпускного курса магистратуры // Форум молодежной науки. 2020. № 6 (1). С. 21-24. URL: https://elibrary.ru/qpwlui
- Дагаева Е.А. Возможности развития и совершенствования soft-skills студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №4 (36). С. 101-106. URL: https://elibrary.ru/rsuixt
- Егорова Е.В. Отражение soft-skills в системе универсальных учебных действий обучающихся // E-Scio. 2020. №5 (44). С. 389-395. URL: https://elibrary.ru/aejwct
- Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В. Потенциал лингвистических дисциплин в аграрном вузе в развитии soft-skills // Концепт. 2020. № V6. С.15-21. https://elibrary.ru/yyiuak
- Слезко Ю.В. Формирование «Мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т.12, №. 9. С. 417-423. DOI:10.30853/filnauki.2019.9.84
- Сорокуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке специалиста // Мир науки, культуры, образования. 2021. №1(86). С. 193-196. URL: https://elibrary.ru/rtnnim
- Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft-skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 68-74. URL: https://elibrary.ru/ylhxid
- Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft-skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускника вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261-264. URL: https://elibrary.ru/muxtlc
- Чуланова О.В. Идентификация компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в структуре soft-skills // Материалы афанасьевских чтений. 2018. № 3 (24). С. 46-59.
- Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования// Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С.145-147. URL: https://elibrary.ru/yaiydr
- Agcam R., Dogan A. A study of the Soft skills of Pre-Service Teachers // International Journal of Progressive Education. 2021. Vol.17. No. 4. P. 35-48. DOI:10.29329/ijpe.2021.366.3
- Bhatt T. Soft Skill Training in Teacher’s Education: Provocation and Opportunities // Palarch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020. Vol. 17(15). P.1-7.
- Klaus P. The hard truth about soft skills: Workplace Lessons Smart People Wish They’d Learned Sooner. N.Y., 2007.
- Chinta R.N. My Overview of Harvard’s, Stanford’s Study For Top Skills Needed To Be In Demand In the Job Market (Future of AI Automation) [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://medium.com/@rakeshnchinta/my-overviewof-harvards-stanford-s-study-for-top-skills-needed-to-bein-demand-in-the-job-market 53005203a9e6 (Дата обращения: 18.11.2022).
- Susilawati S., Aznam N., Ngadimin P. Teachers’ perspectives toward soft skills in science learning // Journal of Physics: Conf. Series. 2020. Vol. 1460(1). iD. 012111. DOI:10.1088/1742-6596/1460/1/012111
- Tang K.N., Hashimah M.Y., Nor H.H. Soft Skills Integration in Teaching Professional Training: Novice Teachers’ Perspectives // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 835-840. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.04.204
Библиографическая ссылка: Пронина Н.А. Мягкие навыки будущего учителя как фактор его успешной профессиональной самореализации// ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 95-105.