ISSN 2409-7616

Луарсабови Л.Л., Шибнев А.В., Пушкарева Т.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ КАК ФАКТОРА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТЕ

УДК 378

Луарсабови Л.Л.1 (Москва, Россия) — luarsabovil@mail.ru; Шибнев А.В.2 (Москва, Россия) — antonshibnev@yandex.ru; Пушкарева Т.В.3 (Москва, Россия) — pushkareva-tv@mail.ru

1Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

2Московский городской педагогический университет

3Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Конкурентоспособность всегда была источником многих значимых жизненных ценностей, что делает вопросы конкурентных преимуществ специалистов особенно релевантными. Многие учёные стремились понять механизмы профессиональной деятельности и определять ключевые аспекты конкурентоспособности личности с целью их развития. Впоследствии изучение конкурентных отношений в спорте стало предметом анализа как теоретиков, так и практиков. С учетом постоянного прогресса фигурного катания повышаются требования к подготовке тренеров, что непременно оказывает влияние на тренировочный процесс и на результативность спортсменов. Фигурное катание заслуживает внимания как область деятельности, требующая выдающихся способностей как от тренеров, так и от спортсменов. Цель исследования заключалась в разработке педагогической модели развития конкурентоспособности тренеров по фигурному катанию на коньках и оценке влияния данного фактора на достижение детьми высоких результатов. Методология исследования. В исследовании применялся личностно-ориентированный методологический подход, а также, системный подход. Данный подход посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий позволил обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности, развития его конкурентоспособности. Научная новизна. На основе полученных данных был рассчитан показатель профессиональной деятельности тренера-преподавателя (ППД) в начале и в конце эксперимента. Уточнены и обоснованы структурные и содержательные компоненты педагогической модели развития конкурентоспособности тренеров по фигурному катанию на коньках. Результаты исследования. Результаты ППД тренеров контрольной и экспериментальной групп измерялись в начале и в конце эксперимента. В экспериментальной группе было организовано обучение на курсах повышения квалификации, определение которых было основано на разработанной нами педагогической модели повышения конкурентоспособности тренеров по фигурному катанию. Практическая значимость. В результате проведенного исследования разработана педагогическая компонент формирования конкурентоспособности тренера-преподавателя по фигурному катанию в профессиональной деятельности, которая включает четыре компонента: мотивационно-ценностный компонент; личностно-организационный компонент; коммуникативно-социальный компонент; деятельностный компонент. Эффективность педагогической модели подтверждается полученными достоверно значимыми приростами показателей спортивных результатов и достижений, показанных спортсменами.

Ключевые слова: фигурное катание, конкурентоспособность тренеров, педагогическая модель повышения конкурентоспособности.

Список источников:

  1. Алексеев С.С. Формирование конкурентоспособности педагогов высшей школы // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Часть 3. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 87-89.
  2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38-44. URL: https://elibrary.ru/smvryr
  3. Гомзякова И.П. Ценностные ориентации тренера // Материалы итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. — Санкт-Петербург: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2015. — С. 9. URL: https://elibrary.ru/tzubqn
  4. Губаева Е.Е. Применение теории функциональных систем в тренерской работе по обучению прыжкам начинающих фигуристов на основе технологической карты занятия: комбинирование подходов // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. Т. 9, № 3. С. 73- 82. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-73-82
  5. Зотова Ф.Р., Газнанова В.М. Спортивная и академическая карьера студента спортсмена: взгляд тренера // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 18, № 1(18). С. 83-89. URL: https://elibrary.ru/ysifjr
  6. Мельников В.М., Юров И.А. Психо-мотивационное сопровождение спортсменов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика. 2017. №7. С. 160-161. URL: https://elibrary.ru/zvrshb
  7. Мельников В.М. Психологизация спортивной деятельности / В.М. Мельников, И.А. Юров // Рудиковские чтения: Мат. XIV Межд. научно-практ. конф. психологии физ. культуры. — М.: РГУФКСМиТ, 2018. — С. 170-172.
  8. Мякинченко Е.Б., Абалян А.Г., Лебедев М.М. Методика разработки индивидуального тренировочного плана подготовки спортсменов высокой квалификации // Вестник спортивной науки. 2018. № 4. С. 8-11.
  9. Полянская Е.И., Босенко Ю.М. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и эмоционального выгорания у тренеров // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2016. Т. 1, № 1. С. 183–187. URL:  https://elibrary.ru/xacqcb
  10. Филимонова С.И., Заливина Н.А., Мальцева Д.С. Современные стратегии деятельности тренера в пространстве физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. 2016. № 5 (60). С. 43-45. URL: https://elibrary.ru/ximpqz
  11. Чжан С. Результаты изучения отношения тренеров к педагогической профессии в спорте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 11 (105). С. 175–178. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p165-169
  12. Юров И.А. Психотерапия как предиктор успешной подготовки спортсменов // Состояние здоровья: медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты / Отв. ред. А.Э. Мелоян. — Славянск: ДГПУ, 2018. — С. 696-704.
  13. DOI:10.1007/978-3-030-15160-7_110
  14. Kastayev S., Ortayev B., Auyezov B. Formation of the ability to organise learning technologies of future teachers through innovative methods // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2022. Vol. 14(5). P. 1305-1316. DOI: 10.18844/wjet.v14i5.8092
  15. Kastayev S., Berkimbayev K., Ibragim K. Formation of future teachers’ ability to organise educational activities on the basis of pedagogical tasks // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 17. P. 2290-2302. DOI: 10.18844/cjes.v17i7.7691
  16. Yu R.H., Park J. Lee Figure Skating Simulation from Video // Computer graphics forum. 2019. Vol. 38, no. 7. P. 225-234. DOI: 10.1111/cgf.13831

Библиографическая ссылка: Луарсабови Л.Л., Шибнев А.В., Пушкарева Т.В. Педагогическая модель развития конкурентоспособности тренеров по фигурному катанию на коньках как фактора достижения детьми высоких результатов в спорте // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 84-94.