ISSN 2409-7616

Соколова Е.В.

МОТИВИРУЮЩИЕ И ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

УДК 378.1

Соколова Е.В.1 (Москва, Россия) — zheniott.spb@yandex.ru

1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД  России

Аннотация.В статье дан теоретический обзор по проблеме профессиональной мотивации педагогов, а также представлены результаты опроса, проведенного среди преподавателей разных направлений. Основной целью опроса стало определение основных факторов, способствующих повышению или понижению мотивации преподавателей в процессе профессиональной деятельности. Для этого была разработана анкета, в рамках которой были затронуты вопросы непосредственно мотивирующих и демотивирующих факторов, а также вопрос важности мотивированности педагога в целом и возможного влияния степени мотивированности на процесс обучения. Результаты проведённого исследования изложены в разделе «полученные результаты», а их подробное рассмотрение — в разделе «анализ изложенных результатов». Исследование показало важность для педагога чувствовать себя мотивированным для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности и достижения поставленных задач и продемонстрировало, какие конкретно стимулы способны мотивировать или демотивировать педагога. Полученные данные могут быть использованы сотрудниками вузов с целью создания программ по поддержанию и повышению профессиональной мотивации педагогических кадров, что, в свою очередь, способно оказать положительное воздействие на академические показатели образовательных учреждений и их конкурентоспособность. В разделе «заключение» предложены возможные направления для дальнейших исследований в рамках темы профессиональной мотивации педагогов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, педагогическая мотивация, факторы мотивации педагогической деятельности, факторы демотивации педагогической деятельности.

Список источников:

  1. Абдалина Л.В., Иванова Л.В. Педагогические условия развития компетенции самосовершенствования педагога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19, № 4 (46). С. 100-105. DOI: 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-100-105
  2. Булганина С.В., Мальцева С.М., Гогулина В.П. [и др.] К вопросу о трудовой мотивации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). С. 31-33. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0006
  3. Гуляева К.А. Мотивация преподавателя как залог мотивации ученика // Научный лидер. 2021. № 28 (30). C. 42-47. URL: https://www.elibrary.ru/dfeagn
  4. Кухарчик Е.Н. Особенности стимулов творческой профессиональной самореализации педагога // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. С. 64-68. URL: https://www.elibrary.ru/rzlwlx
  5. Сидаш М.Д. Нематериальные стимулы мотивации педагогов // Вестник науки. 2023. №4 (61). С. 158-163. URL: https://www.elibrary.ru/ftgqgu
  6. Сидаш М.Д. Мотивация как фактор развития профессиональной мотивации педагогов // Вестник науки. 2023. №12 (69). С. 564-569. URL: https://www.elibrary.ru/ccambw
  7. Тарасова Е.М. Мотивация педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Пензенский психологический вестник. 2020. № 1 (14). С. 117-126. DOI: 10.17689/psy-2020.1.10
  8. Федосенко Е.В. Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. C. 300-304. URL: https://www.elibrary.ru/oiwlus
  9. Ширманова Е.Б. Мотивация деятельности педагогов, как фактор повышения эффективности деятельности образовательного учреждения // Бюллетень науки и практики. 2021.  № 3. С. 312-318. DOI:  10.33619/2414-2948/64/39
  10. Яударова Н.Ю. Психологические аспекты современной мотивации педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3-2 (105). С.104-110. DOI: 10.23670/IRJ.2021.105.3.042
  11. Forson J., Ofosu-Dwamena E., Opoku R. [et al.] Employee motivation and job performance: a study of basic school teachers in Ghana // Future Business Journal. 2021. Vol. 7. P. 1-12. DOI: 10.1186/s43093-021-00077-6
  12. Hung L.N.Q. Teachers’ motivation and its influence on quality education: A study at a center for foreign languages in Vietnam // Can Tho University Journal of Science. 2020. Vol. 12 (3). P. 17-26. DOI: 10.22144/ctu.jen.2020.020
  13. Jafari S., Asgari A. Predicting Students’ Academic Achievement Based on the Classroom Climate, Mediating Role of Teacher-Student Interaction and Academic Motivation // Интеграция образования. 2020. Vol. 24 (1). P. 62-74. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.062-074
  14. Kumari J., Kumar J. Influence of motivation on teachers’ job performance // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10 (1). P. 1-11. DOI: 10.1057/s41599-023-01662-6
  15. Kalyar M., Ahmad B., Kalyar H. Does Teacher Motivation Lead to Student Motivation? The Mediating Role of Teaching Behavior // Educational Studies Moscow. 2018. No. 3. P. 91-119. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-91-119
  16. Ryan R.M., Stiller J.D., Lynch J.H. Representations of Relationships to Teachers, Parents, and Friends as Predictors of Academic Motivation and Self-Esteem // Journal of Early Adolescence. 1994. Vol. 14 (2). P. 226-249. DOI: 10.1177/027243169401400207

Библиографическая ссылка: Соколова Е.В. Мотивирующие и демотивирующие факторы в профессиональной деятельности педагога // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 64-73.