ISSN 2409-7616

Валова А.А., Космодемьянская С.С.

MEL SCIENCE КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

УДК 372.8

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.59

Валова А.А.1 (Казань, Россия) — ang-valova@yandex.ru; Космодемьянская С.С.2 (Казань, Россия) — svetlanakos@mail.ru

1Гимназия №102 им. М.С. Устиновой

2Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние пропедевтической работы на обучающихся средней школы в деятельности учителя химии. В работе раскрыт теоретический аспект понятия «пропедевтика», ее цель и задачи, изучены виды пропедевтической работы. Также рассматриваются методы и приемы пропедевтической деятельности, ориентированные на становление и последующее развитие основополагающих компетенций у обучающихся средней школы в рамках школьного химического образования. Кроме того, представленные в работе методы и приемы способствуют формированию познавательных способностей, креативного и критического мышления, коммуникативным навыкам у обучающихся средней школы. Представленные выше факты подтверждаются результатами исследования, которые гласят, что регулярная реализация пропедевтической деятельности с обучающимися средней школы содействуют наиболее эффективному усвоению предметных результатов по химии, а также повышению уровня заинтересованности и мотивации у обучающихся к предмету естественнонаучного цикла. Стоит отметить, что при реализации пропедевтической деятельности по химии возрастает вероятность «приобрести» обучающихся, которым данный предмет не только интересен. Ученики будут готовы изучать его более углубленно, а это значит, что увеличивается количество потенциальных олимпиадников, 100-бальников итоговой аттестации, а также участников и победителей различных конкурсов и конференций.  Помимо этого, в данной работе представлена роль учителя химии в организации и реализации пропедевтической деятельности. Представлены сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по предметным результатам.

Ключевые слова: химия, методика преподавания, пропедевтическая деятельность, MEL Science, учитель химии.

Список источников:

  1. Валова А.А., Космодемьянская C.С. Эффективность применения технологии фасилитации в школьном химическом образовании // Экономика XXI века: инновации, инвестиции, образование. 2022. Т. 10. № 3. С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/lxtqqc
  2. Гозиева З.Э. Использование дидактических игр на уроках химии // Мировая наука. 2020. №5 (38). С.148-151. URL: https://www.elibrary.ru/gmadjs
  3. Иванов М.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных образовательных результатов во внеурочной деятельности //   ЦИТИСЭ. 2024. №1 (39). C. 154-164. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.13
  4. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А., Пентин А.Ю. Научный принцип познания в школьном естественно-научном образовании: обучение химии и биологии // Отечественная и зарубежная литература. 2019. Т. 1, №1 (57). С. 6-27. URL: https://elibrary.ru/zakjyt
  5. Корсунова С.А. Внеурочная работа на пропедевтическом этапе обучения химии как средство развития познавательного интереса // Вестник магистратуры. 2022. № 4-2(127). С. 74-75. URL: https://www.elibrary.ru/aekyfp
  6. Космодемьянская С.С. Гибридное обучение в адаптивной подготовке будущих учителей химии // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). С. 95-99. URL: https://www.elibrary.ru/vbaeai
  7. Малин А.Г., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Внеурочная активность как ресурс раннего обучения химии // Наука и школа. 2017. № 5. С. 119-124. URL: https://www.elibrary.ru/zrqmln
  8. Опарина С.А. Роль дидактических игр в процессе обучения химии // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. С. 119-124. URL: https://www.elibrary.ru/thsixj
  9. Прищепа И.М. и др. Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе / И.М. Прищепа, Е.Я. Аршанский, А.А. Белохвостов, О.М. Балаева-Тихомирова, Г.В. Разбоева. — Витебск, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, 2018. — 231 с. URL: https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br0001464618/Details
  10. Турдубаева Г. Активизация учебного процесса элементами нетрадиционных технологий обучения (на примере изучения химии в средней школе) // Молодой ученый. 2017. №. 7. С. 498-501. URL: https://www.elibrary.ru/xxkaif
  11. Ермишина Е.Ю., Бородулина Т.В., Наронова Н.А. [и др.] Изучение дисциплины по выбору «экологическая химия» как промежуточный этап формирования самостоятельной работы студентов педиатрического факультета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2020. № 4 (43). С. 20-28. DOI: 10.18323/2221-5662-2020-4-20-28
  12. Silva L.P., Arruda D.C., Filgueiras L.A. [et al.] Chemistry teaching for early grades: correspondence analysis between cartoon and experimentation adopted as strategy in pedagogy course for science teaching // ACTIO. 2019. Vol. 4, No. 3. P. 226-247.
  13. Murray D.W., Rosanbalm K. Promoting self-regulation in adolescents and young adults: A practice brief (OPRE Report 2015-82). — Washington, DC: Office of Planning, Research and Evaluation, Administration for Children and Families, U.S. Department of Health and Human Services, 2017. — 6 p.
  14. Kank F. Legh D. Intensivierung von Bilding und Erziehung // Intensivierung von Bilding und Erziehung Lurch engere Verbindung des Unterrichts mit Ltm alltag lichen Erltbnis -und Erfah -rungsbereich der Schiile // Chemie in der Schule. 1983. Vol. 2-3. P. 79-86.
  15. Farxodjonqizi F.N., Dilshodjonugli N.S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. 2020. Vol. 10(4). P. 621-626.

Библиографическая ссылка: Валова А.А., Космодемьянская С.С. MEL Science как элемент пропедевтической деятельности учителя химии // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 676-687. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.59