ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г., Курбанова Л.М.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.51

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск, Россия) — telicheva_e@mail.ru; Курбанова Л.М.2 (Хабаровск, Россия) — lamiku@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

2Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Аннотация. В рамках научной работы предпринята попытка изложить авторское видение о формах привлечения обучающихся к научно-исследовательской, проектной, творческой деятельности под руководством наставников. Тезис о том, что изменения, происходящие в современной жизни общества требуют обновления содержания образования, наполнения его новыми методами, формами, педагогическими технологиями, авторы подкрепляют доводами ученых, исследующих данную проблематику. Инвестиции в человеческий капитал является одной из приоритетных задач государственной политики, в т.ч. в области образования. Обучающиеся успешно участвуют в национальных проектах, грантовых конкурсах, выполняя масштабные научные исследования. Не всегда кабинетные исследования позволяют достичь результата. Изучение научной литературы позволяет заключить, что студенческие научные экспедиции формируются в рамках образовательных организаций, общественных объединений, профессиональных сообществ, и способствуют на этапах обучения в вузе нарабатывать профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Важным результатом высшего образования в современной России, помимо формирования у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, становится их целенаправленная, созидательная социализация, предусматривающая воспитание традиционных духовно-нравственных ценностей и гражданское самоопределение, развитие творческого потенциала и личностной самореализации в ходе специально организованной образовательной деятельности. В исследовании, экспедиция рассматривается как форма исследовательской деятельности студентов, в процессе которой активно развиваются профессиональные компетентности. На примере научной экспедиции раскрыты организационно-педагогические условия работы экспедиционной группы, содержание и методы работы, определены критерии развития профессиональных компетентностей в условиях экспедиции, сформулированы результаты по достижению цели. Научная экспедиция — это формат мероприятия, позволяющий обучающимся провести исследования в сфере социально-культурного сервиса и туризма, выявить проблемы и предложить пути решения.  Организация и проведение научных экспедиций, безусловно, активизируют научные интересы молодых исследователей, позволяет проявить их исследовательские способности, научная экспедиция может стать определенным толчком для достижения результатов в научной деятельности и способствовать развитию профессиональных компетенций.

Ключевые слова: студенческая научная экспедиция, самореализация, компетенции, поведенческая мотивация, национальные проекты.

Список источников:

  1. Бакаева И.А. Тьюторское сопровождение проектной деятельности студентов: теоретико-методологические основы и практика реализации: монография / И.А. Бакаева, М.Г. Бондарев, Л.В. Горюнова [и др.]; под редакцией И.А. Бакаевой. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 224 c. ISBN 978-5-9275-3723-5
  2. Бобрышов С.В. Информационная реальность, информационная культура и информационная деятельность в системе обучения, воспитания и социализации личности: монография / С.В. Бобрышов, Д.В. Пикалов, Л.В. Суменко [и др.]; под редакцией С.В. Бобрышова. — Ставрополь: Тимченко О.Г., 2022. — 148 c. ISBN 978-5-907642-24-9
  3. Волкова Е.В. Социокультурная компетенция студентов: моделирование и развитие в системе дополнительного образования: монография / Е.В. Волкова, Р.И. Зинурова. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 156 c. ISBN 978-5-7882-2402-2
  4. Губич Л.В. Научно-методические подходы и инструментальные средства для создания цифровых центров истории и культуры: монография / Л.В. Губич, Н.П. Муха, Э В. Протасеня. — Минск: Белорусская наука, 2023. — 163 c. ISBN 978-985-08-3038-8
  5. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций у студентов вузов: монография / Н.В. Горденко, Д.В. Горденко, В.В. Белевцев [и др.]. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 127 c. ISBN 978-5-4497-1074-1
  6. Демиденко Н.Н. Теоретические основы психологии профессионализма субъекта научно-педагогического труда: монография. — Тверь: Тверской государственный университет, 2022. — 200 c.
  7. Креславская Т.А. Развитие креативности студентов и младших школьников в педагогическом процессе: монография. — Тверь: Тверской государственный университет, 2022. — 152 c. ISBN 978-5-7609-1709-6.
  8. Козловская Т.Н., Пузикова А.М. Формирование «гибких навыков» у студентов профиля подготовки «Историческое образование» во время участия в фольклорно-этнографической экспедиции: взгляд преподавателя и студента // Научное отражение. 2022. № 4 (30). С. 5-8. URL: https://www.elibrary.ru/uxjngb
  9. Секретова Л.В., Социально-культурная деятельность: тенденции и модели развития в XXI веке: 30-летию кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского посвящается: монография / Л.В. Секретова, Н.М. Генова, М.Ю. Трофимов [и др.]; под редакцией Л.В. Секретовой. — Омск: Издательство Омского государственного университета, 2018. — 144 c. ISBN 978-5-7779-2208-3.
  10. Теличева Е.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма // ЦИТИСЭ. 2020. № 4. С.498-510. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.43 
  11. Фомин В.Н. Профессиональное становление студентов вузов в современных условиях: монография / В.Н. Фомин, И.А. Гладкова. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, 2020. — 139 c.
  12. Чернова И.В. Студенческие этнографические/этнологические экспедиции отечественных вузов: меморизация и рефлексия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (56). С. 109-112. DOI: 10.37386/2413-4481-2023-3-109-112
  13. Швачко Е.В. Методико-технологические основы изучения и организации педагогического процесса // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 7-14. URL: https://www.elibrary.ru/krcnsx
  14. Юсупов Б.Э. Вопросы педагогических систем, педагогических технологий педагогических исследований в педагогическом процессе // Вестник науки. 2021. Т.4, № 6. С. 58-63. URL: https://www.elibrary.ru/sxkede
  15. Vlasova I.V. Application of modern pedagogical technologies in higher education institutions // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 49-52. DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.049

Библиографическая ссылка: Теличева Е.Г., Курбанова Л.М. Студенческая научная экспедиция как форма совместной научно-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 588-597. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.51