ISSN 2409-7616

Попов А.Н., Малахова О.Ю., Генварева Ю.А., Левченко Д.В.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРЖЬЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ (КОНЕЦ XIX – СЕРЕДИНА XX ВВ.)

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.41

Попов А.Н.1 (Оренбург, Россия) — a.n.popov@origt.ru; Малахова О.Ю.1 (Оренбург, Россия) — olgamal74@mail.ru; Генварева Ю.А.1 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru; Левченко Д.В.1 (Оренбург, Россия) — Lev_lev@mail.ru

1Самарский государственный университет путей сообщения

Аннотация. В данной статье авторами представлен анализ становления и развития инженерного образования в Оренбургском крае в конце XIX – середине XX веков. В хронологической последовательности названы и охарактеризованы учебные заведения, осуществлявшие подготовку инженерных кадров в рассматриваемом периоде. Историографический обзор позволил сформировать целостное понимание важности рассмотрения пути каждого отдельного технического вуза Оренбуржья в тесной взаимосвязи с развитием всего технического образовательного пространства края. Авторами проанализированы проблемы и трудности инженерно-технического образования, актуальные для данного временного периода. Сделан акцент на предпринятых мерах, избранных векторах их преодоления. Выделены ключевые, поворотные периоды реорганизации рассмотренных технических учебных заведений, обозначена и обоснована социально-экономическая детерминированность данного процесса. Проанализированы предпосылки открытия новых технических вузов в рассматриваемом периоде. Представлены историографические материалы, свидетельствующие о значительном вкладе конкретных ученых, представителей власти, общественных деятелей, производственников на процесс становления и укрепления технического образовательного потенциала Оренбуржья. Авторами обосновано, что образовательная система высшего технического образования, выстроенная в Оренбургском крае, решала главную задачу – обеспечение региона кадрами в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве. И в большинстве позиций в полной мере удовлетворяла кадровые потребности, ведя подготовку на основе тесной смычки с производством (например, подготовка в рамках целевого набора). Опираясь на научный анализ и статистику, можно сделать вывод о том, что выпускники оренбургских технических вузов востребованы соответствующим рынком труда, поскольку в большинстве своем обладают высоким интеллектуальным потенциалом, фундаментальными знаниями, практической подготовкой, спектром необходимых компетенций. Данные положения позволяют сделать вывод о том, что в Оренбуржье создана целостная система высшего инженерного образования, позволяющая удовлетворить потребности региона и страны. 

Ключевые слова: инженерное образование, история технического образования, социально-экономическая ситуация, Оренбургский регион.

Список источников:

  1. Болодурин В.С. История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв.) // Вестник ОГУ. 2012. №5 (141). С. 32-37. URL: https://www.elibrary.ru/pcehxn
  2. Болодурин В.С. Историко-педагогические исследования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв.) // Южно-Уральский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 14-21. URL: https://www.elibrary.ru/rvvexx
  3. Болодурин В.С. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870-1940 гг.) / В.С. Болодурин, А.Д. Сафарова: монография. Межинститутский центр этнополитических исследований института этнологии и антропологии РАН и института управления Оренбургского государственного аграрного университета. (Этнорегиональные исследования; Выпуск 7). — Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2010. — 216 с. URL: https://www.elibrary.ru/rdszkv
  4. Болодурин В.С. Становление и развитие образования в Оренбурге в трех веках / В.С. Болодурин // Оренбург вчера, сегодня, завтра: исторический и социокультурный опыт : материалы и тезисы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 260-летию города Оренбургаю — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2003. — С. 28-29. URL: https://www.elibrary.ru/hdmyqh
  5. Оренбургские крылья Родины: Справочно-биографическое издание. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2021. — 400 с.  URL: https://www.elibrary.ru/ktafiy
  6. Гайдукевич Я.М. И.С. Полбин – дважды Герой Советского Союза (на материалах фондов Музея истории Оренбурга) // Дорофеевские краеведческие чтения: сборник статей. – Оренбург: Оренбургской области, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, 2019. — С. 66-69.
  7. Злобин Ю.П. Средние учебные заведения в Оренбургской губернии во второй половине 19 — начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2000. № 2 (17). С. 49-59. URL: https://www.elibrary.ru/swxkor  
  8. Шувалов И.И. Оренбургское высшее зенитное ракетное училище — биография продолжается. К 70-летнему юбилею высшего военного учебного заведения // История Оренбургская: наследие и современность: Первые регион. историко-краеведческие чтения памяти проф. П.Е. Матвиевского. 3 марта 2006 г.: сб. ст. Т. 2. — Оренбург: ОГПУ, 2006. — С. 347-358.
  9. Дегтярева Н.А. Из истории Оренбургского сельскохозяйственного института (1950-1955 гг.) // Известия ОГАУ. 2005. №6-1. С. 98-100. URL: https://www.elibrary.ru/mujavr
  10. Полухина В.И. Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х — начале ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 229-236.  URL: https://www.elibrary.ru/latopp
  11. Полухина В.И., Дыранкова Е.Т. Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках изменений ее территориальных границ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9(59). С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/rbolfv
  12. Латышова Э.Г. Развитие среднего образования в Российской империи вторая половина XVIII века — начало XIX века / Э. Г. Латышова, О. В. Матвеева, А.М. Аллагулов // Лучшая студенческая статья 2016: сборник статей III международного научно-практического конкурса, Пенза, 20 ноября 2016 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. URL: https://www.elibrary.ru/xbcqnt
  13. Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Леонтьева О.Б. «Обретение родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития Российской цивилизации и государственности (вторая половина XVI — начало XX в.): к постановке проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-2(99). С. 5-20. URL: https://www.elibrary.ru/xbcqnt
  14. Алексенко М.А., Попов А.Н., Малахова О.Ю. Железнодорожное образование в Оренбуржье: истоки и перспективы // Вопросы истории. 2023. № 1-1. С. 108-113. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202301Statyi30
  15. Любичанковский С.В. Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края в XVIII-XIX вв. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 15-21. DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-15-21

Библиографическая ссылка: Попов А.Н., Малахова О.Ю., Генварева Ю.А., Левченко Д.В. Инженерное образование в Оренбуржье: исторический контекст, социально-экономическая и производственная детерминация (конец XIX – середина XX вв.) // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 472-480. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.41