ISSN 2409-7616

Безносюк Е.В., Куликова Л.Б.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 371.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.40

Безносюк Е.В.1 (Евпатория, Россия) — ekaterina_beznosjuk@mail.ru; Куликова Л.Б.2 (Херсон, Россия) — kulikovalb223344@mail.ru

1Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

2Херсонский государственный педагогический университет

Аннотация. Анализ социального заказа современной системе образования, исследований в области философии, социологии и теории отечественного образования, психологии современного педагога и обучающихся, обобщение практического опыта управления развитием образования региона позволили выявить наиболее актуальные направления образовательной политики, требующие интеграции социально-педагогического потенциала регионов для эффективного решения связанных с ними проблем, имеющих непосредственные и отдаленные социальные последствия. Социально-педагогическое проектирование позволяет организовать и реализовать совместное участие представителей системы образования с различными группами партнеров в подготовке совместных планов в областях и сферах, касающихся взаимовлияния; разрабатывать совместные действия и воспитательные акции по приоритетным направлениям развития образования в регионе. В статье представлен теоретический анализ проблематики внедрения социально-педагогического проектирования в условиях образовательной организации. Использованы теоретические методы исследования с целью обоснования многоаспектности феномена социально-педагогического проектирования, которое в контексте исследования определено как алгоритмизированная и целенаправленная исследовательская деятельность, направленная на изменение социальной среды с целью успешной социализации личности обучающихся, а также стимулирования их самостоятельности и познавательной активности. Социально-педагогическое проектирование предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений.

Ключевые слова: проектирование, социально-педагогическое проектирование, проектная деятельность, образовательная организация.

Список источников:

  1. Антонов Н.В. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Н. В. Антонов. — М., 2018. — 23 с.
  2. Беляков Е.М. Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 62-67. URL: https://www.elibrary.ru/nycklj
  3. Борисейко В.А. Социально-педагогическое проектирование в открытой образовательной среде // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 6. С. 69-71. URL: https://www.elibrary.ru/tovree
  4. Василевская-Руцкая Н.В. Социально-педагогическое проектирование в формировании фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (114).  С. 51-54. URL: https://www.elibrary.ru/xuxqvb
  5. Галиуллин Д.К. Социально-педагогические аспекты педагогического проектирования // ALMA MATER (Вестник высшей школы).  2008.  № 11.  С. 42-44. URL: https://www.elibrary.ru/khrpov
  6. Галкина Е.И. Особенности проектной деятельности старших подростков в современной школе // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ. Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.  – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2014. — С. 28-31. URL: https://www.elibrary.ru/tblpmv
  7. Домрачева С.А. Социально-педагогическое проектирование: учеб. пособие / С. А. Домрачева. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2012. — 106 с.
  8. Елисеева Е.В. Социально-педагогическое проектирование самостоятельности старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения: монография / Е. В. Елисеева, С. Н. Злобина, Е. А. Шушпанникова – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. — 246 с.
  9. Коваль А.С. Основные аспекты социально-педагогического проектирования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 30. С. 90-93.
  10. Крюкова Е.А. Сущность социально-педагогического проектирования: личностный подход // Известия ВГПУ: Философия и методология образования.  2012. № 4. С. 21-24. URL: https://www.elibrary.ru/pjidiv
  11. Николенко Л.А. Социально-педагогическое проектирование как фактор социализации подростков / Л. А. Николенко, О. Н. Сызранова // XX Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона. Материалы международной научной конференции. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2017. — С. 123-125. URL: https://www.elibrary.ru/yoepzf
  12. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / ответственный редактор С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. — Москва: Юрайт, 2019. — 416 с.
  13. Хамидова Н.У., Ишанкулова Г. Р.  Социально-педагогическое проектирование // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019.  № 2. С. 76-78. URL: https://www.elibrary.ru/ywhrcx
  14. Макарова Е.П. Современные подходы к классификации социального проектирования // Научно-практические исследования. 2017. № 9. С. 77-81. URL: https://www.elibrary.ru/ylyrog
  15. Хаустова И.Н., Ишкова О.Д., Мерцалова В.Н. Социальное проектирование в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый.  2017.  № 51 (185).  С. 301-303.

Библиографическая ссылка: Безносюк Е.В., Куликова Л.Б. Социально-педагогическое проектирование в условиях общеобразовательной организации // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 465-471. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.40