ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

О РОЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.37

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск Россия) — telicheva_e@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Глобальные процессы в обществе коснулись и сферы образования. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в РФ Десятилетия науки и технологий, заложил основу для совершенствования взаимодействия науки, бизнеса, государства, общества. В рамках национального проекта «Наука и университеты», формируются интеграционные научно-образовательные и научно-производственные структуры мирового масштаба, за счет объединения ресурсов заинтересованных сторон, повышается уровень региональных систем высшего образования и науки. Одной из инициатив проекта является создание кампусов – структуры, которая предполагает формирование нового типа инфраструктуры для реализации передовых образовательных и научных проектов, создания условий для притока иностранных студентов, организации внутренней мобильности студентов и преподавателей, что существенно усилит взаимодействие системы образования, науки и реального сектора экономики. Тихоокеанский государственный университет стал площадкой для создания межвузовского кампуса. Это один из основных проектов флагманской инициативы единой стратегии развития региона «Край инноваций и новых возможностей».  В основе реализации стратегии – проектные решения. Объектом для исследования выступил Институт социально-политических технологий и коммуникаций в структуре ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».  В университете осуществляется масштабная деятельность по реализации Программы «Приоритет 2023», включающая стратегические проекты с утвержденными ключевыми показателями. Реализация стратегических проектов предполагает инициативы от профессорско-преподавательского состава, студенчества. В процессе исследования проведено анкетирование среди студентов Института социально-политических технологий и коммуникаций. Цель анкетирования – выявить отношение обучающихся к проектной деятельности и причины, сдерживающие инициативы. Создание в институте интегрированной модели междисциплинарного характера, объединяющей студенчество для создания и реализации проектов, на наш взгляд, можно рассматривать как точку роста. Широкий охват студентов обучающихся по различным направлениям в институте, интеграция знаний, опыта, в т.ч. на основе сетевого взаимодействия позволят выполнять проекты для решения университетских, краевых задач.

Ключевые слова: образовательная среда, проектная деятельность, интеграция, модель формирования профессиональных компетенций, студенческие инициативы.

Список источников:

  1. Афанасьев А.В., Горлушкина Н.Н., Шутов Д.Э. Разработка информационного обеспечения управления проектной деятельностью студентов // Экономика. Право. Инновации. 2023. № 2. С. 92-101. DOI: 10.17586/2713-1874-2023-2-92-101
  2. Теория и методика социокультурного проектирования. Часть I: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика социокультурного проектирования» по направлению подготовки 033000.62 «Культурология», профилю подготовки «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / составители П. И. Балабанов. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. — 64 c.
  3. Васильева Е.В. Методологии проектирования стратегии бизнеса: от дизайна продукта к проектированию платформ // Управление. 2021. Т. 9, № 2. С. 76-89. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-2-76-89
  4. Волегжанина И.С., Зайцева Т.С. Организация научно-исследовательской работы студентов вузов в контексте проектной деятельности // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3. С. 3-7. URL: https://www.elibrary.ru/aoiqnn
  5. Горбунова Я.Я. Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе проектной деятельности // Сборник статей Международного научно-методического конкурса. В 2-х частях. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. — С. 225-229. URL: https://www.elibrary.ru/ldmgtm
  6. Дмитриева Ю.А., Коробова С.Ю., Горских А.Г. Прогноз эффективности студентов в проектной деятельности: обоснование междисциплинарного исследования // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 4. C. 19-32. DOI: 10.14529/jpps230402
  7. Исаева М.А., Бакашева А.Б., Мамалова Х.Э. Особенности организации проектной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 144-146. URL: https://www.elibrary.ru/fnrzwg
  8. Некрасова И.И., Старков И.В. Аспекты компетентностного подхода при проектировании модели выпускника вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 84-87.  URL: https://www.elibrary.ru/qzkzrb
  9. Петрухина М.Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО //Культура. Духовность.Общество. № 26. 2016. С. 113-116. URL: https://www.elibrary.ru/wydiqb
  10. Пахарева И.В. Использование современных технологий проектирования как основы формирования графической компетентности студента вуза // Успехи современной науки. 2016. № 2. Том 2. С. 134-137. URL: https://www.elibrary.ru/qzkzrb
  11. Теличева Е.Г. О роли научно-исследовательской деятельности студенчества в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 434-443. DOI: 10.15350/2409-16.2023.1.37
  12. Турлакова О.Е. Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности // Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 152-167. DOI: 10.24412/2071-6427-2022-6-152-167
  13. Уманец И.Ф. Дальневосточный компонент социально-ориентированной поддержки студентов в процессе изучения иностранного языка // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 148-150. URL: https://www.elibrary.ru/eezdnj
  14. Фролова С.И., Ефимова Н.С. Решение нестандартных профессиональных задач как способ подготовки студентов к проектной деятельности // Успехи в химии и химической технологии. 2021. Т. 35, № 11(246). С. 128-130. URL: https://www.elibrary.ru/iooomk
  15. Шведова П.Н., Ефимова Н.С. Готовность студентов к выполнению проектной деятельности на первом курсе // Успехи в химии и химической технологии. 2021. Т. 35, № 11(246). С. 134-136. URL: https://www.elibrary.ru/ugkfan

Библиографическая ссылка: Теличева Е.Г. О роли проектной деятельности обучающихся в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 434-443. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.37