ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А., Иноземцева Д.Н., Шайдуллин Э.Р.

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ СТАРОРУССКИХ РЕМЕСЕЛ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК

УДК 372.891:688.72

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.36

Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) hizbullina@yandex.ru; Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — adelmur@mail.ru; Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — la30-6@mail.ru; Иноземцева Д.Н.1 (Уфа, Россия) — darina21.01@mail.ru; Шайдуллин Э.Р.1 (Уфа, Россия) — ernest.shaydullin@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. В статье рассматривается география старорусских ремесел по изготовлению игрушек, таких как каргопольские, филимоновские, дымковские, абашевские, скопинские игрушки и бирюльки. Каждая игрушка отражает особенности территории, природу и традиции местных жителей. Каргопольская игрушка отражает жизнь и культуру северной России, с ее крестьянскими образами и яркими цветами. Филимоновская игрушка, связанная с солдатской деревней, изображает военных и животных. Дымковская игрушка славится своей сложностью и мелкими деталями, а также уникальной раскраской. Абашевская игрушка представляет собой свистульки в виде животных, которые могут принимать сказочные образы. Скопинская игрушка изображает животных и сказочные существа, а бирюльки выступают в качестве деревянных игрушек, которые использовались в игре. Каждая из этих игрушек имеет свою уникальность. Они являются не только декоративными предметами, но и источником информации о местной истории и культуре своего народа. Народное декоративно-прикладное искусство – это результат творчества мастеров, и сегодня их изделия стали неотъемлемой частью жизни. Поэтому важно знакомить учащихся с творениями человечества в школе. Упоминание народных промыслов при изучении культурно-исторических особенностей народов России в 8-9 классах помогает узнать больше об этническом творчестве. Изучение географии народных промыслов также позволяет показать уникальное мастерство народов России и составить этнографический портрет страны. Это можно сделать не только на уроках географии, а также через многосторонние межпредметные связи, что позволит учащимся развиваться и учиться уникальным ремеслам нашей страны.

Ключевые слова: игрушка, роспись, глина, старорусские игрушки, изготовление игрушек.

Список источников:

  1. Алексеева Е.Н., Гейзер М.А. Скопинская керамика и игрушка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.  2018.  № 11-1.  С. 26-28.  DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10146
  2. Алексунин В.А., Черная М.А. Российские народные художественные промыслы // Norwegian journal of development of the international science. 2018. № 20-2. С. 8-14. URL: https://www.elibrary.ru/xzpxzb
  3. Ахунов А.Р., Хамидуллин Р.А., Адельмурзина И.Ф. [и др.] Роль географического краеведения во внеучебной работе со школьниками (на примере изучения болот Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ.  2023.  № 4(38).  С. 323-331. DOI:  10.15350/2409-7616.2023.4.30
  4. Камерилова Г.С. «Моя Россия». Учебник для 8-го класса / Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина. — М.: Баласс, 2011. — 320 с.
  5. Клиентов А.В. Народные промыслы. М.: Белый город. 2007. 813 с.
  6. Линович С.М. Искусство, которое мы не имеем права потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения.  — М.: Московские учебники. 2010. — 180 с.
  7. Мингазетдинова Р.Ф., Хизбуллина Р.З., Калимуллина Г.С. [и др.]  Развивающее значение межпредметных связей для формирования сложных естественнонаучных понятий у современных школьников // ЦИТИСЭ.  2019.  № 5. С. 58-69. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.05
  8. Народные художественные промыслы России: история, география и культура. — М.: РГУТИС. 2012. 290 с.
  9. Помалейко А.Л. Воспитательный потенциал народных художественных промыслов как средство развития социально-культурной активности населения // Кант. 2022. №1 (42). С.293–298. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.56  
  10. Правосуд О.А. Филимоновская игрушка: история, традиции, современность // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. Том Часть 3. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. — С. 303-305. URL: https://www.elibrary.ru/zhbxsz
  11. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России.  — Волгоград: Учитель. 2003. — 105 с.
  12. Семерицкая О.В. Народные художественные промыслы России как объект культурного наследия // Вестник СПбГИК. 2021. №2 (47). С.83–89. DOI: 10.30725/2619-0303-2021-2-83-89   
  13. Семерицкая О.В. Проблемы сохранения и актуализации наследия народных художественных промыслов // Вестник СПбГИК. 2022. №3 (52). С.102–108. DOI: 10.30725/2619-0303-2022-3-102-107
  14. Хизбуллина Р.З., Зарипова Л.А., Халилова А.Б. [и др.] Картографирование информации по культурному творчеству народов в Республике Башкортостан и его значение // ЦИТИСЭ. 2020. № 1(23). С. 380-392. DOI: 10.15350/24097616.2020.1.35
  15. Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. — Минск: РИПО. 2019. — 175 с.

Библиографическая ссылка: Хизбуллина Р.З., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А., Иноземцева Д.Н., Шайдуллин Э.Р. Изучение географии старорусских ремесел по изготовлению игрушек // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 425-433. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.36