ISSN 2409-7616

Газиева З.Х., Юсупалиева Л.Н.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И [Ц] НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

УДК 378:372.8(47)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.34

Газиева З.Х.1 (Астрахань, Россия) — maksudova_89@mail.ru; Юсупалиева Л.Н.1 (Астрахань, Россия) — liliya_270589@inbox.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В статье рассматриваются трудности, возникающие у студентов-иностранцев при изучении фонетики русского языка. Авторы акцентируют внимание на особенностях постановки шипящих звуков и [ц] на занятиях по русскому языку как иностранному (далее — РКИ). Цель статьи — рассмотреть, каким образом происходит формирование фонетических навыков у иностранных студентов на начальном этапе освоения РКИ. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие фонетических навыков является одной из главных задач в преподавании РКИ, так как корректно сформированная звуковая сторона речи помогает решить коммуникативные задачи для успешного обучения студентов. В статье раскрывается факт о том, что на этапе постановки звуков главным становится развитие слухового восприятия, укрепление артикуляционного аппарата. В центре внимания авторов — анализ трудностей в произношении шипящих согласных звуков и пути их решения с помощью различных упражнений на занятиях по РКИ. В статье обосновывается мысль о важности культуры речевого общения через формирование элементов звучащей речи. Значительное внимание уделяется отработке шипящих звуков и [ц] на практических занятиях по РКИ элементарного уровня. В статье находит отражение проблема восприятия и различия звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков [ж], [ш], [ч], [щ], [ц]. Авторы настоящей статьи приходят к выводу о том, важное место занимают упражнения по произношению и дифференцированию данных звуков. В конце статьи предложены примеры заданий, рекомендованных к использованию на занятиях по РКИ.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, шипящие звуки, постановка, иностранный студент, фонетический навык.

Список источников:

  1. Абазова Л.М., Татарова Р.Х., Шериева Е.М. Учет родного языка студентов при обучении РКИ // Глобальный научный потенциал.  2018.  № 10 (91).  С. 54-62. URL: https://elibrary.ru/yptnwh
  2. Алексеева А.А., Смирнова Е.С. Полинациональный учащийся коллектив на подготовительном курсе: проблемы и возможности в организации фонетической работы на занятиях РКИ в военном вузе // Вестник педагогических наук.  2023. № 7. С. 6-11. URL: https://elibrary.ru/qxgktm
  3. Андреева Л.А. Трудности преподавания фонетики русского языка в греческой аудитории. Методы и приёмы овладения произношением русского языка // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 1226-1232. URL: https://elibrary.ru/ncjrbv
  4. Бархударова Е.Л., Гудков Д.Б., Клобукова Л.П. [и др.] Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография / Моск. гос. ун-т имени М.В. Ломоносова, филологический факультет. — Москва: МАКС Пресс, 2018. — 168 с. DOI: 10.29003/m162.978-5-317-05880-7
  5. Виторович М.Р. Обучение фонетическому аспекту РКИ на начальном этапе в условиях дистанционного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 51-53. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0011
  6. Дмитриева Д.Д. Основные принципы эффективного обучения иностранных студентов русскому произношению // Региональный вестник. 2020. № 9 (48). С. 66-67. URL: https://elibrary.ru/cplxmj
  7. Кукса П.В. Виды упражнений для формирования фонетических навыков в процессе обучения РКИ // Русская филология и национальная культура. 2022. № 3 (4). С. 79 ­ 90. URL: https://elibrary.ru/skespz
  8. Ланина О.И. Воздействие глобализации на российскую систему образования // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 177-180. URL: https://elibrary.ru/okfves
  9. Литвинова Г.М. «Что-что вы сказали?..» (к проблеме формирования фонетических навыков в условиях дистанционного обучения) // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2022. № 1. С. 312-321. URL: https://elibrary.ru/ojcgvc
  10. Мещерякова С.М. Фонетические трудности изучения русского языка как иностранного (из опыта работы с индийскими студентами медицинского вуза) // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023. Т. 4, № 3. С. 24-28. URL: https://elibrary.ru/rseydm
  11. Пильщикова О.А. Особенности преподавания русского языка как иностранного студентам-инофонам иберо-американского региона (довузовский этап) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2. С. 225-228. URL: https://elibrary.ru/fptfzg
  12. Рубцова Е.В. Девдариани Н.В Устранение фонетических трудностей в произношении при обучении русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 244-246. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0060
  13. Румянцева Е.В. Национально-языковой аспект изучения фонетики в иностранной аудитории // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2019. № 2 (5). С. 124-127. URL: https://elibrary.ru/qwlcoa
  14. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Особенности восприятия русской речи иностранными обучающимися // Глобальный научный потенциал. 2022. № 3 (132). С. 193-195. URL: https://elibrary.ru/maavym
  15. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Фонетический аспект в практике преподавания русского языка как иностранного // Глобальный научный потенциал. 2022. № 4 (133). С. 122-124.URL: https://elibrary.ru/esqzfl
  16. Юсупалиева Л.Н., Курманова А.М. Способы совершенствования знаний по русскому языку как иностранному (на примере использования маршрутного листа обучающегося) // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 488-494. DOI: 10.15350/24097616.2021.1.44 

Библиографическая ссылка: Газиева З.Х., Юсупалиева Л.Н. Особенности постановки шипящих звуков и [ц] на занятиях по русскому языку как иностранному // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 395-403. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.34