ISSN 2409-7616

Малюгина А.В., Варушкина А.В., Талагаева Ю.А.

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ АСПЕКТАМ ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ СИЛОВЫХ ВУЗОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 378.147                                                         

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.31

Малюгина А.В.1 (Воронеж, Россия) — malyugina-anna@yandex.ru; Варушкина А.В.2 (Воронеж, Россия) — nastzher@yandex.ru; Талагаева Ю.А.2 (Воронеж, Россия) — talag-yulia@yandex.ru 

1Воронежский институт МВД РФ

2Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения иноязычному взаимодействию курсантов ведомственных образовательных организаций России с иностранными гражданами в особых условиях в контексте профессионального практико-ориентированного развития. Актуальность темы исследования обусловлена возникновением сегодня большого числа разнообразных чрезвычайных ситуаций, в устранении которых в большинстве случаев задействованы сотрудники правоохранительных органов и других силовых структур. Этим специалистам важно знать не только алгоритм действий в определенных чрезвычайных обстоятельствах, но и аспекты речевого взаимодействия с их участниками, в том числе с иностранными гражданами. От того владеют ли силовики навыками осуществления немедленной и эффективной иноязычной коммуникации, в значительной степени зависит жизнь и здоровье граждан, возможность предотвращения опасных ситуаций и неоправданной эскалации насилия. В статье обосновывается актуальность коммуникативного практико-ориентированного обучения иностранным языкам в организациях высшего образования МВД России и военных вузов. В результате опроса сотрудников полиции, проходящих обучение в Воронежском институте МВД России, сформирован коммуникативный лексический минимум, необходимый для взаимодействия с иностранными гражданами в особых условиях. С учетом специфики обучения в ведомственной образовательной организации, состоящей в необходимости совмещения военно-профессиональной подготовки с подготовкой специалиста в соответствии с государственными стандартами высшего образования, апробированы и определены наиболее эффективные методические приемы обучения иноязычному взаимодействию сотрудников ОВД с иностранными гражданами в особых условиях. Описан личный опыт в разработке и применении электронных учебно-практических пособий, а также моделировании типовых профессиональных ситуаций, связанных с чрезвычайными обстоятельствами природного и техногенного характера, террористическими актами, массовыми беспорядками, предполагающими применение знаний английского языка.  Описанный в статье опыт может использоваться для развития инновационных информационно-педагогических технологий в системе ИТ-образования.

Ключевые слова: иностранный язык, практико-ориентированное обучение, курсант, ведомственные вузы, особые условия, чрезвычайные ситуации, речевое взаимодействие, иностранные граждане, моделирование, электронные издания.

Список источников:

  1.  P.M. Risk Communications During a Terrorist Attack or Other Public Health Emergency // Terrorism and Other Public Health Emergencies: A Reference Guide for the Media. 2005. — P. 184-193.
  2. Беляев С.А. Об изменении спроса на программы специалитета и бакалавриата со стороны абитуриентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 25-28. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0004
  3. Вербилов А.Ф., Опарин К.Ю. К вопросу о языковой подготовке сотрудников МВД России, направляемых в миротворческие миссии организации объединенных наций // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/weowiv
  4. Звягинцева Е.П., Манахова Е.Б. Принципы обучения иностранным языкам: от теоретических основ к практике профессионально ориентированного иноязычного образования // Инновации в образовании. 2018. № 3. С. 90-100. URL:  https://elibrary.ru/vxmmuh
  5. Каранкевич А.И., Михута И. Ю. Особенности правоохранительной деятельности ОВД и профессиональная готовность сотрудников к ее эффективному выполнению // Академическая мысль. 2017. № 1 (1). С. 89-93. URL:https://elibrary.ru/ypatec
  6. Кёпке К.Принципы и методы практико-ориентированного обучения иностранным языкам (на примере метода сценариев) // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 193-206. DOI: 10.15593/2224-9389/2021.1.15
  7. Климов К.А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования»: монография / К.А. Климов, Л.Л. Мешкова, В.В. Смирнов и др. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. — 144 с.
  8. Мулендейкина Т.А. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности курсантов военного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 46-51. URL:  https://elibrary.ru/admuaq  
  9. Савельева Н.Н., Минин М.Г. Опыт практико-ориентированной подготовки инженерных кадров в техническом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 2 (128).  DOI: 10.23670/IRJ.2023.128.23
  10. Слышалов И.В. Особые условия в деятельности органов внутренних дел: подходы к пониманию // Право и политика. 2019. № 5. С. 33-40. DOI: 10.7256/2454-0706.2019.5.29505
  11. Снеговой А.В. Отдельные особенности полномочий, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 152-159.  DOI: 10.24412/2072-9391-2022-262-152-159
  12. Спирина В.И., Соловей Д.В. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 36-44. URL:https://elibrary.ru/wcchem  
  13. Цупикова Е.В., Рахуба Л.Ф Применение электронных дидактических средств: теория и практика обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 43. DOI: 10.17513/spno.32452
  14. Черных В.В. Проблемы управления силами органов внутренних дел при участии в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях техногенного характера // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12 (2). С. 409-414. DOI:10.17513/vaael.2016
  15. Чикилева Л.С. Практико-ориентированное обучение иностранному языку как предиктор профессиональной успешности выпускников // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13. № S1. C. 131-135. DOI:10.26794/2226-7867-2023-13-c-131-135

Библиографическая ссылка: Малюгина А.В., Варушкина А.В., Талагаева Ю.А. Обучение коммуникативным аспектам поведения курсантов силовых вузов при взаимодействии с иностранными гражданами в особых условиях // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 359-372. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.31