ISSN 2409-7616

Дианова Ю.А., Вагаева О.А., Ликсина Е.В., Галимуллина Н.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.27

Дианова Ю.А.1 (Пенза, Россия) — dianova@penzgtu.ru; Вагаева О.А.1 (Пенза, Россия) — yurmashevj@inbox.ru; Ликсина Е.В.1 (Пенза, Россия) — lev330@yandex.ru; Галимуллина Н.М.2 (Казань, Россия) — nadiyagalimullina@yandex.ru

1Пензенский государственный технологический университет

2Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации научно-исследовательской работы студентов технических направлений подготовки. Исследование содержит анализ документов и статистических данных, анкетирование 245 бакалавров и магистров инженерных направлений. В ходе опроса студентами были названы причины, способствующие, по их мнению, привлечению активизации научно-исследовательской работы в вузе: материальная поддержка научных исследований (31%); современная инфраструктура научных лабораторий (24%); активная организация научной работы на кафедрах (18%); доступность информации о научной деятельности, в том числе в молодежных социальных сетях (17%); организация на базе вуза совместных научных мероприятий с потенциальными работодателями (10%). Промежуточные результаты исследования были учтены при организации дальнейшей научной деятельности студентов в Пензенском государственном технологическом университете. Так, возросло количество работодателей, вовлеченных как в создание условий, так и в постановку задач исследовательской деятельности студентов. В исследуемый период увеличилось на 33% количество проектов для участия в инновационных конкурсах и форумах; на 10% количество грантов, выигранных по итогам научных конкурсов и программ, на 15% возросла доля студентов очной формы обучения, выступивших авторами научных публикаций. Качественная характеристика научной деятельности будущих инженеров выражается в тематике разработанных проектов, динамике роста проектов-победителей конкурсов на получение грантов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, Федерального агентства по делам молодёжи, стипендиатов Президента и Правительства РФ. Результаты проведенного анкетирования, обобщение опыта организации исследовательской деятельности студентов в конкретном вузе, а также анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволили конкретизировать условия (организационные, ресурсные, психолого-педагогические, социально-экономические), необходимые для привлечения молодежи в разработку и реализацию научных проектов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, наука, публикации, гранты, проекты.

Список источников:

  1. Хайрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Фахрутдинова А.В. и др. Педагогическое моделирование готовности магистранта университета к научно-исследовательской деятельности // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Сборник научных трудов V международного форума по педагогическому образованию. — Казань: Отечество, 2019. — С. 232-237. URL: https://elibrary.ru/nwmawe
  2. Mahasneh O.M. The Effectiveness of Flipped Learning Strategy in the Development of Scientific Research Skills in Procedural Research Course among Higher Education Diploma Students // Research in Learning Technology.2020. Vol. 28.ID.2327. DOI: 10.25304/rlt.v28.2327
  3. Qi Y.M., Wang J.G. Talent Cultivation Model for Improving the Innovation Ability of College Students in Scientific Research // International Journal of Emerging Technology in Learning. 2020. Vol. 15, Issue 18. P. 151-164. DOI: 10.3991/ijet.v15i18.16745 
  4. Kaskatayeva B., Andassova M., Andassov M. Forming of Research Competence of Students on the Basis of Information Technologies // Rural Environment Education Personality. 2018. Vol. 11.P. 179-184. DOI: 10.22616/REEP.2018.021 
  5. Moiseev V.V., Kirova I.V., Komarova O.A. [et al.] Organization of Research Work of Students in Russia // Advances in Social Science Education and Humanities Research.2019.Vol. 322.P. 14-17. DOI: 10.2991/iserss-19.2019.198
  6. Sumbawati M.S., Anistyasari Y. The Impact of Research-Based Learning on Student’s Academic Performance and Motivation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Issue. 296.ID012043. DOI: 10.1088/1757-899X/296/1/012043
  7. Патутина С.Ю. Научно-исследовательские компетенции студенческой молодежи: суть и актуальная тематика российских исследований // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 4. С. 7. DOI: 10.34709/IM.184.7
  8. Hart E., Annear C. Research Coherence: A Framework for Successful Student Research // College Teaching.2020. Vol. 68,Issue1.P. 1-12. DOI: 10.1080/87567555.2020.1758022
  9. Bychkov P., Zabrodina I., Netesova M. [et al.] Game-Based Learning while Research Activities of Engineering Students // International Journal of Engineering Pedagogy. 2018, Vol.8, Issue 4. P. 153-161. DOI: 10.3991/ijep.v8i4.8126
  10. Glazunova O.G., Kuzminska O.G., Morze N.V. [et al.] Using Scientific E-Conferences for the Research Competence Development: Students’ Point of View // Information Technologies and Learning Tools. 2019. Vol. 72, Issue 4. P. 168-181. DOI: 10.33407/itlt.v72i4.2951
  11. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 264 с. ISBN 978-5-16-004167-4.
  12. Заровняев Б.Н., Шубин Г.В. Дипломное проектирование с элементами технического творчества как фактор повышения профессионального уровня подготовки горных инженеров // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 481-491. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.41
  13. Zambrano L.Z., Sierra P.S.F., Herrera J.T. The Relationship between Teachers and University Students in Extracurricular Research Activities // Revista Universidad y Sociedad. 2018. Vol. 10. Issue 3. P. 14-20.
  14. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-2. С. 167-170. URL: https://elibrary.ru/sdkpvh
  15. Bickford N., Peterson E., Jensen P., Thomas D. Undergraduates Interested in STEM Research Are Better Students than Their Peers // Education Sciences. 2020. Vol. 10, Issue 6.  ID 150. DOI: 10.3390/educsci10060150
  16. Шпиталевская Г.Р., Габеркорн И.И., Хоменко Е.В. Студенческий научный кружок как вид научно-исследовательской работы студентов-будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 313-316. URL: https://elibrary.ru/khpnde
  17. Баширов А.В., Головачёва В.Н., Ханов Т.А. Роль преподавателя в организации и проведении научно-исследовательской работы студентов вузов // Вестник науки. 2024. №1 (70). С. 500-506. URL: https://elibrary.ru/oyahho
  18. Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В. и др. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 175-192. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.35486
  19. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В. и др. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116
  20. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А. и др. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 407-422. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.38  
  21. Гуськова Т.В., Дианова Ю.А. Оценка эффективности деятельности педагогических работников высшей школы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3 (250). С. 154-161. DOI: 10.5862/JHSS.250.19

Библиографическая ссылка: Дианова Ю.А., Вагаева О.А., Ликсина Е.В., Галимуллина Н.М. Организация научно-исследовательской работы студентов в техническом университете // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 312-323. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.27