ISSN 2409-7616

Быков А.К., Баранова А.П.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

УДК 378.126

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.24

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — akbikov@mail.ru; Баранова А.П.2 (Череповец, Россия) — nsta-sya@yandex.ru

1Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ

2Военный Ордена Жукова университет радиоэлектроники МО РФ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы процесса дидактического обеспечения методической деятельности преподавателей в условиях цифровизации военных вузов. Актуализирована необходимость целенаправленного использования цифровых педагогических средств и педагогических технологий в образовательном процессе через призму совершенствования и инновирования методической деятельности преподавателей военных вузов. На основе понятийного и сравнительного анализа, проведенной опытно-экспериментальной работы дано определение дидактическому обеспечению методической деятельности преподавателей военных вузов в условиях цифровизации военных вузов как целенаправленному процессу планирования, организации, цифрового ресурсного сопровождения и мониторинга методической деятельности преподавателей, реализуемый на основе дидактических закономерностей и принципов методической деятельности и образовательного процесса в военном вузе. Осуществлена характеристика структуры исследуемого процесса по выделенным компонентам: целевому, субъектно-объектному, содержательному (закономерности, принципы, противоречия, функции), технологическому (методы, формы и средства), результативному. Раскрываются критерии (задачно-целевой; организационно-содержательный; информационно-технологический; интегративно-результативный) и показатели дидактического обеспечения методической деятельности преподавателей в условиях цифровизации военных вузов. Обоснованы основные педагогические пути и условия повышения эффективности дидактического обеспечения методической деятельности преподавателей в условиях цифровизации военных вузов. Инструментом и механизмом реализации теоретических положений исследуемого процесса выделена Целевая педагогическая программа повышения эффективности дидактического обеспечения методической деятельности преподавателей в условиях цифровизации военных вузов, включающая три уровня мероприятий: первый уровень – вуз и учебно-методические службы вуза; второй – уровень кафедры и методисты кафедр; третий – персональный уровень преподавателей. Обосновывается тезис, что качественное дидактическое обеспечение методической деятельности профессорско-преподавательского состав военных вузов будет способствовать повышению качества образовательного процесса в военных вузах в целом.

Ключевые слова:дидактическое обеспечение, методическая деятельность, преподаватель военного вуза, цифровые средства, цифровые технологии, цифровизация военного вуза.

Список источников:

  1. Алёхин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2004. 636 с.
  2. Бабин Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (6). С. 44-54. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.057
  3. Барабанщико А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. — М.: ВПА, 1985. — 216 с.
  4. Берденникова Н.Г. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: Дис. … канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2007.  — 183 c.
  5. Борисова Е.В. Современный тренд образовательной среды — искусственный интеллект и цифровая педагогика // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 84 — 87. URL: https://elibrary.ru/uuylpa
  6. Быков А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2000. — 520 с.
  7. Водопьянова М.Ю. Дидактическое обеспечение информационных технологий обучения в профессиональном образовании: Дис. … д-ра пед. наук. — Краснодар, 2005. — 167 с.
  8. Головлев А.С., Рябов А.В. Информатизация в подготовке специалистов с высшим образованием // Вестник военного образования. 2022.  № 5 (38). С. 49-53. URL: https://elibrary.ru/cmehfx
  9. Гуляева М.А. Цифровая трансформация методической работы в профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №4 (44). С. 47-55. DOI: 10.54509/22203036_2021_4_47
  10. Давыдов Н.А. Дидактическое проектирование подготовки специалистов в высшей военной школе: Дис…. д-ра пед. наук. — М., 2006. — 450 с.
  11. Калмыков В.Е. Повышение качества методического мастерства преподавателей военно-специальных дисциплин: Дис. …канд. пед. наук. — М., 2017. — 238 с.
  12. Масленников О.В., Алиев Ф.К., Вассенков А.В.  [и др.] Интеллектуализация – важная составляющая цифровизации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль.  2020.  № 7. С. 67-76. URL: https://elibrary.ru/upkcbg
  13. Новиков В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы: На материалах вузов РВСН: Дис….д-ра пед. наук. — М., 1999. — 418 с.
  14. Рагозин А.Н. Перспективы и проблемы развития электронной информационно-образовательной среды высших военно-учебных заведений // Вестник военного образования. 2021.  № 1 (28). С. 22-26. URL: https://elibrary.ru/drwsrw
  15. Руденко Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Дис…д-ра пед. наук. — М., 2002.  — 516 с.
  16. Ширшов Е.В. Системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях информатизации общества: Дис. … д-ра пед. наук. — Архангельск, 2009. — 528 с.
  17. Шувалова С.О. Методическое обеспечение процесса дополнительного профессионального образования педагога на муниципальном уровне: Дис. …канд. пед. наук. — Киров, 2010. — 267 с.

Библиографическая ссылка: Быков А.К., Баранова А.П. Дидактическое обеспечение методической деятельности преподавателей в условиях цифровизации военных вузов как научная проблема // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 283-293. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.24