ISSN 2409-7616

Финогеева Т.Е.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX ВЕКА

УДК 373.016:331-048.42(470+571)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.19

Финогеева Т.Е.1 (Луганск, Россия) — finogeevat@list.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Трудовое воспитание школьников способствует развитию их личности, формирует ценностные ориентации на труд и основные нормы социального взаимодействия. Оно помогает ребятам становиться активными и самостоятельными участниками общественной жизни, учит решать задачи и преодолевать трудности, что является важным условием успешного развития не только в школе, но и в современном обществе в целом. Возрастные особенности школьников требуют определенных подходов к трудовому воспитанию. Возвращение трудового воспитания в систему образования сегодня не просто политическое решение, но и требование самой жизни, поскольку лишение ребенка возможности приложить свои силы в живой практике противоречит традициям народов России, перспективным задачам развития страны, как и основополагающим принципам гармонического развития личности. Осознание значимости трудового (технологического) обучения современных школьников предполагает поиск способов повышения его эффективности. Изучение исторического опыта принятия законодательных актов в сфере трудового обучения позволит создать качественно новое, инновационное нормативно-правовое обеспечение эффективного функционирования трудового (технологического) обучения школьников. В статье рассмотрены нормативно-правовые основы трудового обучения школьников в Российской империи конца XIX века. Выполнен анализ законодательных актов конца XIX века в сфере трудового обучения детей (на примере различных типов учебных заведений). Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение обучения детей в фабричных школах, ремесленных училищах, школах ремесленных учеников, низших ремесленных школах.

Ключевые слова: нормативно-правовые основы, трудовое обучение, обучение малолетних детей, ручной труд, фабричные школы, школы ремесленных учеников.

Список источников:

  1. Федеральный закон от 04.08.2023 №479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454050/ (Дата обращения: 24.01.2024).
  2. Наумов С.Д. Фабричное законодательство Российской империи и его влияние на развитие трудового права России // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 37. С. 503-513. URL: https://elibrary.ru/imameb
  3. Чекурова Д.И. Фабричное законодательство России (1882-1917) // Российское право онлайн. 2022. № 4. С. 58-65. DOI: 10.17803/2542-2472.2022.24.4.058-065
  4. Глазунов С.Р. Проведение реформы фабричного законодательства в России 1882-1886 гг. (на материалах Владимирской губернии) // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XIV Всероссийской научной конференции. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. — С. 18–22. URL: https://elibrary.ru/smhfbt
  5. Ташбекова И.Ю., Боренштейн А.Л. Государственная и общественная деятельность по образованию несовершеннолетних рабочих в России в конце XIX–начале XX в. // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1(10). С. 50-55. URL:  https://elibrary.ru/laljpd
  6. Изюмский Е.А. Детский труд в России в конце XIX–середине XX века: особенности положения работающих детей // Наука молодых: сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции. — Арзамас: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2020. — С. 943–948. URL: https://elibrary.ru/ikfrtu
  7. Старостин В.А. Детский труд в России в XIX веке // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. Т. 6 (72), № 1. С. 128-136. URL: https://elibrary.ru/eaekzd
  8. Проект общего нормального плана промышленного образования в России / (Сост. Особым отд. Учен. ком. М-ва нар. просвещения по техн. и проф. образованию). Санкт-Петербург, 1887. VI, — 76 с.
  9. Кривко Я.П. Особенности обеспечения качества обучения математике в российских женских гимназиях и прогимназиях конца ХIХ–начала ХХ вв. // Вестник ТОГИРРО. 2020. № 1(44). С. 48-49. URL: https://elibrary.ru/bkbaqt
  10. Труды Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России [1889–1890]: Общая часть: Изд. под гл. ред. секретаря Съезда В.И. Срезневского / Имп. Рус. техн. о-во. Санкт-Петербург, 1890–1891.
  11. Труды Комитета Съезда / 2-й Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. 1895–1896. Секция 13. Ручной труд в общеобразовательных заведениях / изд. под ред. Н. В. Касаткина. — Москва, 1896. — 191 c.
  12. Цируль К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе // Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Т. 2. — М.: Высшая школа, 1989. — 462 с.
  13. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию / Министерство народного просвещения. Отделение пром. училищ. — СПб.: Балашев, 1895. Вып. 2. — 566 с.
  14. Павлидис В.Д., Павлидис С.Б. Формирование системы среднего технического образования в конце XIX–начале XX века // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 34–39. DOI: 10.24412/2226-2296-2021-1-2-34-39
  15. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. — Санкт-Петербург: Общественная польза, 1864-1904. Т. 12: Царствование императора Александра III, 1891-1893 годы. Т. 12. 1896–1960, — 54 с.
  16. Панина Н.В. Разработка нормативно-правовых основ профессионально-технического образования второй половины XIX в. // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, №3. С. 62-66. URL: https://elibrary.ru/pytvzf
  17. Устав средних технических училищ: Утверждаю. Министр Народного Просвещения Статс-Секретарь Граф Делянов, 27 сентября 1889 года. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Акад. Наук, 1889. 44 с.
  18. Устав низших технических училищ: Утв. министром нар. прос. 27 сент. 1889 г.: С прил. Санкт-Петербург, 1889. — 37 с.
  19. Устав реальных училищ Ведомства Министерства народного просвещения. — Санкт-Петербург: Императорская академия наук, 1889. — 24 с.
  20. Федоров А.Ф.Фабричное законодательство цивилизованных государств: о работе малолетних и женщин на фабриках / А. Федорова, магистранта полицейского права. — Санкт-Петербург: Г. Дюнтц, 1884. — 402 с.
  21. Закон Российской империи от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // ПСЗ РИ (1881–1913). Т. II (1882). № 931.
  22. Закон Российской империи от 05 июня 1884 г. «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах, и в ремесленных заведениях» // ПСЗ. Собр. 3-е. Т. IV. №2286.
  23. Асеева А.С. К вопросу об организации и правовом регулировании социальной защиты малолетних рабочих промышленной сферы в конце XIX века // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №7-1 (49). С. 67-69. DOI:10.18454/IRJ.2016.49.030
  24. Закон Российской империи от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, о продолжительности их работы и о фабричной инспекции» // ПСЗ. Собр. 3-е Т. IV. №2316.
  25. Михайловский Я.Т. О деятельности фабричной инспекции. Отчет Главного фабричного инспектора за 1885 г. — СПб., 1886.
  26. Шелымагин И. И. Фабрично-трудовое законодательство в России. (2-я половина 19-го века). — М.: Юридическое изд-во, 1947. — 188 с.
  27. Закон Российской империи 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» // ПСЗ. Собр. 3-е. Т. Х. №6742.

Библиографическая ссылка:Финогеева Т.Е. Нормативно-правовые основы трудового обучения школьников в Российской империи конца XIX века // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 227-235. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.19