ISSN 2409-7616

Резер Т.М., И Лянвэнь

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.15

Резер Т.М.1 (Екатеринбург, Россия) — t.m.rezer@urfu.ru; И Лянвэнь1 (Екатеринбург, Россия) — 646459510@qq.com 

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. В статье доказывается возможность реализации принципа междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки для общеобразовательных и иных учреждений в Китае. На современном этапе развития образования проблема междисциплинарности в подготовке преподавателей музыки недостаточно полно изучена в Китае и России. Цель исследования: теоретически обосновать содержание принципа междисциплинарности и классификацию видов междисциплинарности дисциплин как форм его реализации, разработать модульную образовательную программу для профессиональной подготовки преподавателей музыки. Методология исследования построена на использовании междисциплинарного подхода, что позволило объединить дисциплины в модули образовательной программы, не нарушая основное содержание дисциплин и их целеполагание. Метод теоретического анализа использован для обоснования содержания принципа междисциплинарности и классификации видов междисциплинарности дисциплин. В статье использованы труды, исследовавшие феномен междисциплинарности в подготовке специалистов в России и Китае. Научная новизна: 1) дано определение принципа междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки, под которым понимается научный принцип, направленный на активное использование разных форм междисциплинарности дисциплин в образовательном процессе; 2) теоретически обоснованы разные виды междисциплинарности дисциплин: перекрытие содержания; взаимозависимость; совместное использование методов разных дисциплин; дополнительные знания; междисциплинарные области знания, что можно использовать в качестве отдельных форм реализации принципа междисциплинарности. Практическая значимость: разработана модульная образовательная программа для профессиональной подготовки преподавателей музыки, состоящая из модулей: музыкально-исполнительского и управленческого модулей, модуля цифровых технологий и модуля коммуникативного общения преподавателя. Вывод: использование принципа междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки открывает возможность получения нового качества результата обучения в виде формирования у специалистов новых компетенцией, основанных на интеграции содержания образования учебных дисциплин и реализации разных форм принципа междисциплинарности.

Ключевые слова: преподаватель музыки, профессиональная подготовка, принцип междисциплинарности, музыкальное образование, межпредметные связи, виды и формы междисциплинарности.

Список источников:

  1. Боруха С.Ю., Верзунова Л.В. Технология междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: https://elibrary.ru/pbiswz
  2. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152-155. URL:  https://elibrary.ru/nbpdst
  3. Ван Жуйлэ Потенциал музыкотерапии в решении современных проблем музыкально-педагогического образования в КНР // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 161-166. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-161-166
  4. Дмитриева Н.К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 2. С. 168-172. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172
  5. Ермекбаев А.А. Интегративный подход в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 98-101. URL: https://elibrary.ru/xynbfz
  6. Есаков В.А., Конобеева А.Б.О междисциплинарности в обучении студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 148-150. URL: https://elibrary.ru/ljdwtw 
  7. Зеер Э.Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 5. С. 12-48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
  8. Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента.  2019. № 1 (25). С. 115-120. DOI: 10.31775/2305-3100-2019-1-115-120
  9. Кудрявцева В.В. Музыкально-педагогическое образование в России второй половины XIX — первой половины ХХ вв.: историко-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2020. № 4. С.520-528. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.45
  10. Лю Лин. Разработка и реализация междисциплинарной практической деятельности. — Пекин: Наука образования, 2023. — 238 c.
  11. Маматов А.В. и др. Междисциплинарная подготовка в вузе по направлению «Нанобиотехнология» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 2 (97). С. 305-310. URL: https://elibrary.ru/qbfnlx
  12. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. — М., 1980. — 304 c.
  13. Мосина О.А., Матайс М.И. Педагогический потенциал активного слушания классической музыки // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 487-496. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.45
  14. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. — М.: Кругъ, 2011. — 560 c.
  15. Спиридонов О.А. Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на уровне среднего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 322-325. URL: https://elibrary.ru/xnbhxf
  16. Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С. 47-52. URL: https://elibrary.ru/qnldqf
  17. Якуб А.А. Специфика профессиональной деятельности учителя музыки в современном обществе // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 6. С. 62-66.
  18. Ян Баньжо Сравнение особенностей музыкального образования в педагогических вузах России и Китая // Человеческий капитал. 2023. № 6(174). C. 243-247. DOI: 10.25629/HC.2023.06.28

Библиографическая ссылка: Резер Т.М., И Лянвэнь Реализация принципа междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки в Китае // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 173-188. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.15