ISSN 2409-7616

Сухотинова А.С.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ДИДАКТИКЕ 80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

УДК 37.091.33:37.014.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.14

Сухотинова А.С.1 (Луганск, Россия) — asuhotinova@gmail.com

Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Проблемы теории методов обучения исследуются учеными-педагогами на протяжении многих лет. А в свою очередь на современном этапе развития отечественной дидактики наблюдается всплеск научного интереса к исследованиям прошлых лет, особенно к трудам и наработкам педагогов советского времени. После введения общей теории систем в научный оборот, понятия «метод» и «система» получили широкое распространение. Педагогические взгляды классиков советской педагогики как теории и практики коммунистического воспитания были объединены в систему с диалектическим методом. Статья посвящена характеристике процесса развития теории методов обучения в советской дидактике в 80-х годах ХХ века. В исследуемом периоде выделяется ряд авторов итоговых фундаментальных трудов классической педагогической науки по данной проблематике. Анализируется влияние последней советской реформы образования на появление новых научных частнодидактических идей педагогов и их всесоюзная известность в педагогическом обществе, выделяется тенденция снижения численности публикаций в периодических педагогических изданиях к концу 80-х годов, касающихся теории методов обучения.

Ключевые слова: советская дидактика, теория методов обучения, методы обучения, реформа образования, советские педагоги.

Список источников:

  1. Бабанский Ю.К. О специфике исследований проблемы оптимизации обучения // Советская педагогика. 1980.  № 12. С. 90-99.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  3. Батурина Г.И., Шамова Т.И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 69-75.
  4. Бондаренко А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения // Советская педагогика. 1981.  № 1. С. 57-63.
  5. Воробьев Г.  Всесоюзный семинар: Методологические проблемы развития советской педагогики в условиях осуществления реформы школы // Советская педагогика. 1985. № 7. С. 57-65.
  6. Глускин В.М., Ржанов А.В., Условия эффективного использования методов, приемов и средств обучения // Советская педагогика.  1982. № 11. С. 55-58.
  7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. — М. : Просвещение, 1988. — 207 с.
  8. Зверев И.Д. Привести методы обучения в соответствие с требованиями жизни // Советская педагогика. 1977.  № 2. С. 10-17.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  10. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики школ // Советская педагогика. 1989. № 11. С. 10-17.
  11. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учителя. Из опыта работы / C. Н. Лысенкова. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  12.  Матрусов И.С., Рыжаков М.В. К проблеме методов обучения // Советская педагогика. 1984. № 1. С. 44-48.
  13. Моисеев А.М. Оптимизация процесса обучения // Советская педагогика. 1988. № 12. С. 30-34.
  14. Монахов В.М. Проблемы содержания и методов обучения в свете реформы школы // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 5-17.
  15. Мочалова Н.М. О методах развивающего обучения // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 53-59.
  16. Овчинников А.В. О реформе советской школы 1984 года // Пространство и Время. 2014. № 4 (18). С. 190-194. URL: https://www.elibrary.ru/tgosnj
  17. Черкасов В.А. Взаимосвязь методов и приемов обучения // Советская педагогика. 1981. № 3. С. 19-23.
  18. Шапоринский С.А. Методы науки и методы обучения // Советская педагогика. 1976. № 7. С. 35-43.
  19. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

Библиографическая ссылка: Сухотинова А.С. О некоторых аспектах развития теории методов обучения в советской дидактике 80-х годов ХХ века // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 165-172. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.14