ISSN 2409-7616

Иванов М.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.13

Иванов М.А.1 (Москва, Россия) — 3ivanovma2025@bk.ru

1Школа № 2025

Аннотация. В статье раскрывается проблема психолого-педагогических условий формирования личностных образовательных результатов во внеурочной деятельности. Научная новизна заключается в получении экспериментальных данных о показателях проявления сформированности личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам; разработке и апробации методики развития личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам. Автор анализирует педагогическую и методическую литературу для определения понятий психолого-педагогических условий, внеурочной деятельности. В статье рассмотрен пример психолого-педагогических условий формирования личностных образовательных результатов во внеурочной деятельности в процессе образования по гуманитарным дисциплинам обучающихся основной школы. Автор описывает опыт работы литературного кружка, раскрыто содержание работы кружка путем учебно-тематического плана, фрагмент которого представлен в статье. Автором перечислены апробированные на практике формы работы, эффективные для развития личности обучающихся (беседы, дискуссии, практические занятия, анализ текста, заучивание наизусть, самостоятельный поиск информации для докладов и викторин, презентация и защита информации, работа в группах, инсценировка, посещение театров и кинотеатров, самостоятельно организованные обучающимися занятия) и способы формирования личностных образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности обучающихся по гуманитарным дисциплинам (дискуссия и анализ, методики мозгового штурма, решения моральных дилемм и ответы на проблемные вопросы с опорой на текст, определение понятий, работа со справочниками, использование презентаций и докладов, сочинение). Проанализирована взаимосвязь между участием обучающихся во внеурочной деятельности и успешным формированием личностных результатов. Описанный в статье опыт работы литературного кружка может быть полезен для педагогов других общеобразовательных организаций, заинтересованных в развитии личностных результатов обучающихся.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, внеурочная деятельность, личность, личностные образовательные результаты обучающихся, воспитание.

Список источников:

  1. Афанасьева Т.П., Елкина И.М., Логвинова И.М. [и др.] «Разговоры о важном»: что думают старшеклассники о диалоге с учителем о традиционных российских ценностях?  // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 3. С. 7-28. DOI: 10.24412/2224-0772-2023-93-7-28
  2. Басюк В.С. Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов // Вестник московского университета. 2022. № 3. С. 38-55. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-3-38-55
  3. Басюк В.С. Научно-теоретическое обоснование формирования личностных результатов образования // Ценности и смыслы. 2023. № 3. С. 74-84. DOI: 10.24412/2071-6427-2023-3-74-84
  4. Басюк В.С. Личностные результаты образования как основа развития обучающегося // Химия в школе. 2023. № 9. С. 2-9. URL: https://www.elibrary.ru/hjmpco
  5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 277-281. URL: https://www.elibrary.ru/wjiroc
  6. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник московского университета. 2022. № 4. С. 4-17. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-4-17
  7. Иванов М.А. Интеграция урочной и внеурочной литературной деятельности обучающихся при изучении рассказов А.П. Чехова // Международный научный журнал. 2021. № 1. С. 142-151. DOI: 10.34286/1995-4638-2021-76-1-142-151
  8. Красницкая Е.С. Психолого-педагогический подход к проблеме личностного развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №4 (41). C. 98-109. URL: https://www.elibrary.ru/aabchr
  9. Кунгурова И.М. Инновационная деятельность и творческое саморазвитие педагога // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С. 94. URL: https://www.elibrary.ru/ojjxof
  10. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т.19, № 2. С. 9–19. DOI: 10.17759/bppe.2022190201
  11. Панова Н.В. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования // Образование и воспитание. 2020. № 1 (27). С. 46-48. URL: https://www.elibrary.ru/uztepk
  12. Попова Е.Н. Аттестация: ресурс личностно-профессионального развития и профессионального роста педагога // Учебный год.  2023. № 4. С. 77-79. URL:  https://www.elibrary.ru/zsvakw
  13. Рябцев В.К., Слободчиков В.И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 3. С. 113-130. DOI: 10.17759/psyedu.2022140307
  14. Селиванова Е.А., Тысячная Т.А. Психолого-педагогические условия формирования положительной «Я-концепции» подростков // Научно-педагогическое обозрение // Pedagogical Review. 2021. № 4 (38). С. 229-235. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-229-235
  15. Степанов П.В. Как реализовать воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности? // ВНЕшкольник. 2020. № 2. С. 3-8. URL: https://www.elibrary.ru/augaff

Библиографическая ссылка: Иванов М.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных образовательных результатов во внеурочной деятельности // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 154-164. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.13